Забытые Истории

Солон — законодатель и поэт

RSS
Солон — законодатель и поэт
Афинский законодатель и государственный деятель Солон происходил из знатного рода; одним из его легендарных предков был афинский царь Кодр. Отец законодателя был человеком небогатым. О детстве и юности Солона мы ничего не знаем. Известно лишь, что после смерти отца он остался почти без средств. Помощь от чужих людей юноша стыдился принять и потому решил попытать счастья в торговле.

Чтобы поправить расстроенные дела, он пустился в заморские плавания, продавая оливковое масло, и вернулся на родину богачом. У своих сограждан он пользовался репутацией человека, свободного от сословных предрассудков и, главное, безукоризненно честного. Солон сделался популярен у всех слоев населения Афин. «Знать уважала его за богатство, бедные — за честность», — пишет Плутарх.

Вскоре ему выпал случай оказать огромную услугу своему городу. В те времена Афины и Мегара, два соседних города, стремящие стать торговыми и приморскими центрами, оспаривали друг у друга Саламин. Этот остров, расположенный напротив Афин, как бы запирал выход из афинской гавани. Тот, кто владел Саламином, легко мог блокировать Афины. В VI веке до н.э. остров занимали мегаряне, несмотря на все усилия афинян, и это настолько досаждало последним, что они издали закон, запрещавший под страхом смерти упоминать Саламин в публичных речах.

Солон решил прикинуться сумасшедшим. Когда мнимая болезнь его стала более или менее известна, он явился на площадь, и прочел народу свою поэму, где прославлялась красота Саламина и говорилось о том, что позорно для афинян уступать его мегарянам:

Скоро от края до края звучать будет слово такое:
«Это из Аттики муж, предал и он Саламин».
На Саламин! Все пойдем сразиться за остров желанный
И отвратим от себя трусости тяжкой позор.

Солона выслушали, — ведь он был умалишенный! — и слова его зажгли сердца. Народ отправился на Саламин. Солон возглавил операцию, и остров был отвоеван у мегарян.

Любопытно, что позднее этот нарушитель закона сам стал великим законодателем, заложившим основы афинской демократии. Вероятно, такова судьба всех крупных реформаторов: нельзя что-то построить, ничего не сломав.

Будучи избранным в 594 году до н.э. архонтом (высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах), Солон провел ряд социально-политических реформ в интересах афинского народа: отменил поземельную задолженность, освободил из рабства должников на родине и выкупил проданных за границу, запретил на будущее долговое рабство; была проведена унификация мер и весов. Его законы способствовали ликвидации пережитков родового строя и господства родовой аристократии, оформили государственный строй Афин как города-государства (полиса), заложили основы афинской демократии.

Законы Солона были написаны на деревянных досках, вставленных в четырехугольные рамки. Эти рамки вращались на оси, чтобы удобнее было их рассматривать. Срок действия законов был определен законодателем в 100 лет.

При уничтожении долговых обязательств не обошлось без злоупотреблений. Самого Солона враги обвинили в нечестности. Перед тем как издать закон о долгах, Солон сообщил о нем трем своим друзьям, которые решили воспользоваться случаем и обогатиться. Они заняли у богатых большие суммы денег и купили много земли, а после издания закона о долгах не заплатили денег и удержали у себя землю. Солона стали упрекать в том, что он нарочно сообщил им о новом законе, чтобы получить часть земли. Однако эти обвинения отпали, когда Солон во исполнение своего закона первым отказался от крупной суммы, данной им взаймы.

Солон поощрял развитие ремесел. Для того чтобы в стране не было нищих, он издал закон, по которому сын мог не кормить престарелого отца, если тот не выучил его ремеслу.

Когда Солона спросили, какое государство он считает наиболее благоустроенным; он отвечал: «То, в котором все граждане одинаково стоят за обиженных и преследуют и наказывают несправедливость».

Под конец жизни Солон вступил в конфликт с афинским тираном Писистратом. Друзья Солона уговаривали его покинуть отечество из опасения, что тиран может казнить его. Солон отвечал, что он уже в таком возрасте, когда не боятся смерти. Однако Писистрат, против ожидания, стал оказывать Солону уважение и даже сделал его своим советником. Солон умер глубоким стариком.

К поэзии Солон поначалу не относился серьезно: она была для него игрой и досужим развлечением. Но впоследствии он облекал в стихотворную форму философские мысли и, кроме того, часто излагал в стихах свои государственные дела.

...Также стремлюсь я богатство иметь,
Но владеть им нечестно
Я не хочу: наконец.
Правда ведь все же придет.

***
...Родину свою
Пощадил я, тирании и жестокой силы в ней
Не забрал, своей же славы не позорил, не сквернил,
В том не каюсь: так скорее я надеюсь победить
Всех людей.

Он также был первым и, по-видимому, единственным государственным деятелем, кто пробовал издать свои законы в виде поэмы.

Любопытно представить, как звучал бы в стихах один его странный закон, воспрещающий рабу натираться маслом для гимнастических упражнений и любить мальчиков — оба эти дела Солон считал занятием благородных граждан.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~F06sX

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru