Забытые Истории

Стоит ли быть стоиком?

RSS
Стоит ли быть стоиком?
Выдающийся римский философ Луций Анней Сенека в молодости сделал довольно успешную политическую карьеру и нажил огромное состояние – около 300 миллионов сестерциев. Но, познакомившись с философией стоиков, Сенека вдруг резко изменил свои привычки и начал вести строгий, размеренный образ жизни.

В 48 году н.э. императрица Агриппина назначила 50-летнего Сенеку воспитателем своего 11-летнего сына. Бойкого мальчишку звали Нерон. Сенека учил своего воспитанника добродетели через воздержание: «Привычка к мясу влечет за собой жестокость, привычка к вину противна природной простоте и приводит к нарушению соразмерностей нашего существования».
Впрочем, Сенека очень скоро понял, что ему не повезло с учеником. Нерон тоже не был в восторге от своего учителя. Повзрослев, он удалил Сенеку от себя.

Удалившись от двора, Сенека зажил на своей загородной вилле жизнью аскета. Например, завтракал он сухим хлебом. Его нервы были утомлены и не выдерживали уличного шума. Посетивши как-то Байи — тогдашний модный курорт, он бежал оттуда на другой же день, до того несносен был ему крик торговцев и плеск купающихся. В своих переездах Сенека, как и в частной жизни, избегал всякой торжественности. Будучи по-прежнему важным государственным лицом, он ездил в сопровождении немногих рабов в открытом экипаже и во время путешествия читал. Он никогда не предупреждал о своем приезде заранее, и случалось поэтому, что в гостях ему приходилось ложиться спать не поужинавши и на плохо убранной постели.

Иногда он совершал свои поездки морем, хотя жестоко страдал от морской болезни и однажды должен был высадиться на полпути. К старости болезни Сенеки усилились, особенно он страдал от астмы, которую называл предвестьем смерти.

В своем трактате «О спокойствии душевном» Сенека открыто сознается, что порочные стремления порою обуревают его. «Они подстерегают меня, чтобы захватить меня врасплох, наподобие врагов, с которыми нельзя воевать ни открытым оружием, как в бою, ни жить в покое, как в мирное время. Я воздержан, одеваюсь скромно, веду трезвую жизнь, но порою зрелище богатства и роскоши прельщает меня; я отхожу от него, хотя не с завистью, но с грустью в сердце; мне приходит на мысль, не есть ли этот дворец, из которого я выхожу, истинным обиталищем счастья. Я не испытываю морских бурь, но постоянно страдаю от морской болезни: я не болен, но я не чувствую себя здоровым».

Упорной работой над самим собой Сенека к старости достиг полного бесстрастия. Однако для жены и друзей сердце его было всегда полно искренним участием, отзывчивостью и нежностью.

Сенека, как и другие философы стоической школы, советовал в иных случаях прибегать к самоубийству — как высшему доказательству презрения к смерти. В письмах к Луцилию есть целый ряд примеров мужественного самоубийства. Сенека восхищается упорством, с каким самоубийцы преследовали свою цель. Особенно характерен рассказ Сенеки о самоубийстве некоего Марцеллина, решившегося на него вследствие неизлечимой болезни: «Разделив свое имущество между друзьями и наградив рабов, Марцеллин умер, не прибегая ни к мечу, ни к яду: в течение трех дней он ничего не ел и приказал раскинуть в своей спальне шатер. Там он поставил ванну и в ней подолгу сидел, все подливая теплой воды, и таким образом мало-помалу совершенно истощал свои силы, притом, как он сам говорил, не без известного наслаждения, вроде того, какое доставляет легкое головокружение, когда душа покидает тело».

Смерть, которую избрал себе Сенека, напоминает смерть Марцеллина.

Философ не произнес ни одного слова в осуждение преступлений Нерона. Но даже молчание учителя-стоика тяготило тирана, поведение которого становилось все более необузданным. На Сенеку сыпались все новые опалы, пока, наконец, в 65 году он не был обвинен в подготовке заговора, целью которого было убить Нерона. Принимая во внимание его старые заслуги, ему милостиво разрешили покончить жизнь самоубийством.



Получив это распоряжение Нерона, Сенека сел в горячую ванну, вскрыл себе вены на руках и ногах и призвал секретарей, чтобы те записали его предсмертные мысли. Красноречие его не прекращалось до последней минуты.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~vudvo

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru