Забытые Истории

Уроки афинской демократии

RSS
Уроки афинской демократии
В VI веке до н.э. Афины стояли на пороге того, чтобы стать крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром Греции, «Элладой Эллады», по словам историка Фукидида. Но прежде, чем позволить себе роскошь классического театра или Парфенона, Афинам предстояло решить задачу более насущную — не позволить своим гражданам вырезать друг друга в припадке классовой ненависти.

В то время Аттика переживала настоящую драму. Земля повсеместно переходила в руки знатных людей, а афинский народ постепенно превращался в толпу нищих, над которыми нависла угроза долгового рабства. Кровавые столкновения между знатью и бедняками грозили опрокинуть все общественные устои.

К счастью, выход из этой ситуации был найден. Политический рецепт улаживания социальных противоречий получил название демократии, а человека, который прописал его афинянам, звали Солон.



Солон происходил из благородной, но обедневшей семьи. В молодости, чтобы поправить расстроенные дела, он пустился в заморские плавания, продавая оливковое масло, и вернулся на родину богачом. У своих сограждан он пользовался репутацией человека, свободного от сословных предрассудков и, главное, безукоризненно честного. Солон сделался популярен у всех слоев населения Афин. «Знать уважала его за богатство, бедные — за честность», — пишет Плутарх. В 594 году до н.э. Солона выбрали архонтом — главой города, облеченным чрезвычайными полномочиями.



Получив власть, Солон провел ряд смелых реформ. Земля была безвозмездно отдана прежним владельцам, неоплатные должники были освобождены от долгов, а проданных в рабство крестьян выкупили за счет государства и снова ввели во владение прежними участками. Все граждане, как богатые, так и бедные, получили равное право выступать и голосовать в народном собрании. И поскольку простых граждан было большинство, они немедленно приобрели решающий голос на выборах. Как позже скажет Аристотель: «Когда народ — хозяин выборов, он хозяин и правительства». Это и есть универсальная формула демократии — афинской или любой другой.

Солон стал великим политиком и законодателем потому, что был человеком большого ума и щедрой души, в котором ясность мысли сочеталась с сердечным жаром. В свои реформы он вложил живущую в нем любовь к народу и жажду справедливости. А без этих чувств привить обществу демократию невозможно, чему все мы — живые свидетели.

***

В первые десятилетия своего существования афинская демократия приняла форму тирании. Для слуха современного человека эта фраза, конечно, звучит дико, поскольку мы привыкли называть тираном того, кто угнетает свой народ. Однако греки понимали «тиранию» иначе. Для них тираном был тот правитель, который борется с родовой аристократией, то есть действует при поддержке народа и в его интересах. Вот почему среди афинских тиранов встречаются весьма недурные люди.

Одним из таких симпатичных тиранов был Писистрат. Он происходил из древнего афинского рода и был богатым человеком, владевшим золотыми рудниками во Фракии. На войне он показал себя храбрецом, а в мирной жизни — популярным политиком, отстаивавшим интересы крестьянства и торгово-ремесленных слоев населения. В 560 году до н. э. Писистрат захватил власть в Афинах и правил с перерывами 33 года.



Афиняне сохранили о нем самые теплые воспоминания. По отзыву Аристотеля, Писистрат «руководил государственными делами с умеренностью и скорее в духе гражданского равноправия, чем тиранически. Он был вообще гуманным и кротким человеком, снисходительным к провинившимся; бедных он даже снабжал вперед деньгами на сельские работы, чтобы они могли кормиться, занимаясь земледелием. Вообще простой народ он старался ничем не раздражать, но всегда обеспечивал мир и поддерживал спокойствие».



Сами Афины в период правления Писистрата преобразились, превратившись в большой и цветущий город. Средства, получаемые от торговли и налогов, расходовались на постройку общественных зданий. Благодаря оживленному строительству беднейшее городское население получило работу. Писистрат провел в город водопровод и соорудил первый фонтан. Акрополь при нем украсился новыми храмами: Зевса Олимпийского и Афины Паллады, воздвигнутом на месте будущего Парфенона. Он был основателем первой в Европе библиотеки. По единодушному мнению искусствоведов, эпоха Писистрата стала временем расцвета искусства архаики в Афинах.

P4160231-768x1024.jpg
Писистрат вершит суд

Довольные афиняне сложили поговорку: «Тирания Писистрата — это жизнь при Кроносе», то есть в золотом веке.
Впрочем, к сыновьям Писистрата, они отнеслись не столь благосклонно: одного убили, а другого выгнали. К тому времени народовластие в Афинах окрепло настолько, что больше не нуждалось в сильной руке.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~GHcIm

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Мой новый проект
"Карлик Петра ВЕЛИКОГО"


 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru