Забытые Истории

Вологда — город, который мог бы стать Москвой

RSS
Вологда — город, который мог бы стать Москвой
Расстояние от Москвы до Вологды (480 км) преодолевается на машине, если не гнать, часов за семь. 

В городе проживает почти 300 тыс. человек, так что это довольно крупный провинциальный центр.







В городе сохранилось не так уж много старинных зданий.





Кстати, это единственный "резной палисад" во всем городе, который нам довелось увидеть. Тут ли жила героиня знаменитой песни, или нет, остается загадкой :).



Вологда — один из тех старинных городов, дата основания которых доподлинно неизвестна. Местное предание делает Вологду ровесницей Москвы. Согласно житию вологодского святого Герасима (памятнику XVII века), первый монастырь во имя св. Троицы был учрежден здесь в 1147 году.

Однако археологические раскопки, произведенные возле бывшего Троицкого монастыря, показали, что здешнее поселение возникло не раньше XIII века. Его основали новгородцы на пути волока, соединявшего бассейны рек Сухоны и Шексны. А преображение Вологды в город связано уже, вероятно, с притоком сюда населения из Владимирского княжества, искавшего спасения в дремучих северных лесах от монгольского погрома. С этим согласуется и дата первого упоминания Вологды, которое содержится в новгородской торговой грамоте 1264 года. 



Что касается происхождения названия «Вологда, то и в этом вопросе нет полной ясности. Самое популярное объяснение связывает имя города со словом «волок». Эту версию можно прочитать в книге Владимира Алексеевича Гиляровского «Мои скитания»: «Было на месте настоящего города тогда поселеньице, где жили новгородцы, которое, может быть, и названия не имело. И вернулся непроходимыми лесами оттуда в Новгород какой-нибудь поселенец и рассказывает, как туда добраться.
— Волок да волок, волок да волок, а там и жилье. И невольно остаётся в памяти слушающего музыка слов, и безымянное жилье стало: — Вологда».

Однако все это – так называемая «народная этимология», которая, как правило, попадает пальцем в небо.

Ученые мужи придерживаются на сей счет двух гипотез. Первая принимает во внимание тот факт, что вологодская земля издревле была заселена финно-угорскими племенами. И, возможно, слово Вологда происходит от зырянского «волоква», — «лесная вода».

Сторонники же славянской этимологии указывают на новгородские предания о древнем народе «волотов», обитавшем некогда около реки Вологды и Кубенского озера. От имени волотов будто бы и произошло название реки и города Вологды.

Впрочем, есть у Вологды еще одно название — Насон-город, известное по песням и преданиям XVII-XVIII веков. Оно происходит от исковерканного древнегреческого имени Иасон (или Ясон). Считается, что в день памяти святых апостолов Иасона и Сосипатра, 28 апреля 1565 года, царь Иван Грозный заложил вологодский кремль. 

В XIII—XIV веках Вологда разрослась в крупный торгово-ремесленный центр, служивший «воротами» к неисчерпаемым богатствам русского Севера. И сразу же за владение Вологдой разгорелась длительная борьба между Новгородом, тверскими и московскими князьями. Победу в ней одержала крепнущая Москва. Главным проводником московского влияния в самой Вологде служил знаменитый Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный в окрестностях города между 1377 и 1392 годами.



Впрочем, переход под управление московского наместника не принес вологжанам спокойствия. Во второй четверти XV века в Московском княжестве вспыхнула кровавая усобица. Борьбу за великокняжеский престол вели московский князь Василий II Тёмный и его двоюродные братья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Княжеская склока задела Вологду самым непосредственным образом. В 1447 году Дмитрий Шемяка, ослепив Василия II, дал ему в удел Вологду со всеми ее окрестностями. Но Василий уже в следующем году вернул себе великое княжение. И тогда Дмитрий Шемяка, как сказано в летописи, «воевал Вологду в зимнее время многою ратью и много зла учинил». Сложенное впоследствии «Сказание о белоризцах» повествует о чудесном освобождении Вологды двумя неизвестными людьми в белоснежных ризах. Выйдя за стены города, они напали на осаждавшие Вологду отряды Шемяки и «перебили их великое множество».



Василий II, умирая, завещал Вологду своему младшему сыну, Андрею Васильевичу Меньшому. В годы его княжения Вологда, по существу, впервые стала столицей самостоятельного княжеского удела. Правда, Андрей Васильевич избегал называть себя князем Вологодским и правил городом в полном согласии со своим старшим братом – великим князем Иваном III Васильевичем. Стараниями Андрея Васильевича в Спасском монастыре в 1478—1481 годах был сооружен первый в Вологодском крае каменный Спасо-Преображенский собор. Строили его мастера, вызванные из Ростова. По случаю освящения собора Андрей Васильевич сделал в монастырь ценный вклад, в том числе серебряные потир и дискос, хранящиеся ныне в Вологодском музее.

После смерти Андрея Васильевича в 1481 году Вологда отошла к великому князю Ивану III, и с этого времени стала неотъемлемой частью Московского государства. Удаленность города от беспокойных южных и западных границ способствовала тому, что московские государи хранили Вологде часть своей казны.

Иван Грозный первый раз посетил Вологду еще в 1545 году, за полтора года до своего венчания на царство, во время путешествия по северным монастырям. И как видно, не забыл далекий северный город.

Спустя 20 лет, при учреждении опричнины, Вологда была зачислена в опричные города. Более того, Грозный вознамерился сделать ее своей главной опричной резиденцией, а, может быть, и новой столицей Русского государства. Но дубовые стены вологодских укреплений не показались царю достаточно надежными. И с 1565 года в Вологде по государеву распоряжению началось строительство грандиозного каменного кремля. Руководил работами «розмысл» (так в то время называли инженеров) по фамилии Петров, отличившийся при взятии Казани.

В 1567 году Иван Васильевич в третий раз приехал в Вологду и остался здесь на три с половиной года, наблюдая за сооружением крепости. К этому времени относятся строительство речного флота, прорытие речки Золотухи и возведение каменного Софийского собора — по образцу знаменитого Успенского собора в Московском Кремле.



  

Царь часто бывал на строительных работах, тщательно вникая не только в общий архитектурный план собора, но и в качество строительных материалов. 

Архитектурно собор был закончен в 1571 году. Внутреннее же убранство собора доделывалось еще целых 17 лет.



 

В 1571 году Иван неожиданно навсегда покинул Вологду. Историки полагают, что царя потревожил набег крымских татар на Москву. Но народная фантазия нашла более прозаичное объяснение отъезду Грозного. Вологодский летописец сообщает, что когда по завершении строительства Софийского собора царь вошел внутрь, на голову ему упал кусок сырой штукатурки, «и того ради великий государь опечалился и повеле церковь разобрать». Правда, потом он отменил свое решение, но церковь многие годы простояла неосвященной. Строительство же кремля вообще было остановлено.




                                                                                    Голубые колокола — новодел

Кстати, другое местное предание обвиняет Ивана Грозного в плохом качестве воды реки Вологды. Царь будто бы «проклял город и его реку, и от того проклятия царского тряхнулась мать-сыра земля, и на месте холмов образовались топкие болота». Но тут уж грозный царь оказался без вины виноват. Исследователь Игнатов еще в 1897 году писал: «Вода реки Вологды издавна пользуется дурною славою, что совершенно естественно при свойстве почвы, над которой протекает река, и тихом течении».


Современный вид Соборной площади


Соборная площадь у пристани

Сейчас на Соборной площади установлен памятник знаменитому уроженцу Вологды — поэту К.Батюшкову.



  Надпись гласит: "К.Батюшкову — от благодарных потомков". Но композиция памятника наталкивает на мысль, что благодарный потомок — это лошадь, кланяющаяся Батюшкову в ноги :).

Бурные события Великой Смуты начала XVII века некоторое время не касались Вологды. Между тем в Тушинском лагере вынашивались планы захвата северного города. Польско-литовских интервентов особенно привлекали богатые склады английских и русских товаров.



В 1608 году польский отряд в первый раз захватил Вологду из-за измены городского воеводы. Но вскоре, как повествует местная летопись, восставшие горожане, «схватив воеводу и всех поляков, отрубили им головы, а трупы бросили в реку Золотуху, где их пожирали свиньи и собаки».



В 1612 году большинство вологжан влилось в народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, двинувшееся освобождать Москву. В самой Вологде остался лишь небольшой гарнизон. Бродячие шайки поляков и других лихих людей воспользовались этим и внезапно напали на город. Вологодский епископ Сильвестр писал князю Пожарскому: «Всё сделалось хмелем (то есть пьяным делом). Пропили город Вологду воеводы. Сентября 22 польские и литовские люди с черкесами и казаками и русскими ворами, пришед на Вологду, безвестно, всяких людей посекли, церкви разорили, город и посады выжгли».



Вологжане долго не могли оправиться от страшного бедствия. Еще в 1627 году в городе из тысячи жилых домов больше половины стояло пустыми. Восстановили Вологду только к 1632 году. 

До конца XVII века Вологда сохраняла роль форпоста на Севере России. Зажиточное вологодское купечество торговало с Голландией, Англией, Данией, Норвегией, вольными городами Ганзейского союза, а на востоке — с Сибирью и Китаем. Иностранные купцы селились во Фрязиновой слободе (фрязями называли западноевропейцев). Улицы Вологды, расположенные на этом месте, до сих пор называются Фрязиновскими.


Клад серебряных монет XVII в. Насчитывает 46 тыс. монет

В конце XVII — начале XVIII века Вологда привлекла пристальное внимание Петра I, который неоднократно наезжал в эти края. В 1692 году молодой царь предпринял путешествие на Кубенское озеро, в поисках подходящего места для потешных плаваний. Во время Северной войны, в 1702 году, по царскому указу в Вологде было изготовлено множество судов «для сплавления в Архангельск», туда же послано более тысячи пудов меди на отливку пушек.

Строительство Петербурга и развитие торговли на Балтийском море оставило Вологду в стороне от новых торговых путей. В 1708 году Вологда вошла в состав Архангельской губернии, с 1796 года сделалась самостоятельным губернским центром, а затем постепенно превратилась в провинциальный заштатный городок.





Вологодская земля издавна славилась своим маслом, которое по праву считается эталоном высочайшего качества сельскохозяйственной продукции.

Его происхождение связано с именем уроженца Череповца Николая Васильевича Верещагина, старшего брата знаменитого художника-баталиста Василия Верещагина.

В 1872 году Николай Верещагин организовал в Вологодской губернии первые маслодельные артели и разработал новую технологию переработки молока. Он подвергал свежие сливки пастеризации –подогреванию в закрытой посуде при температуре 80-85°. В те годы это было новшеством для маслоделов всего мира. Новое масло отличалось прекрасным ароматом и приятным «ореховым» вкусом. Оно быстро завоевало европейскую славу. Сам Верещагин назвал его «парижским». Но там, за рубежом, его именовали петербургским. Лишь спустя много лет, в 40-е годы XX века верещагинское масло получило справедливое название — «Вологодское».

В 1913 году Россия вывезла за границу около пяти миллионов пудов сливочного масла, заняв по его экспорту второе место в мире. Экспорт масла тогда давал стране больше дохода, чем вся золотодобывающая промышленность. Но ударное «раскрестьянивание» 30-х годов на корню загубило крепкие крестьянские хозяйства, а вместе с ними и молочную промышленность Вологды.



По счастью, ни время, ни власти не тронули самый замечательное искусство вологодской деревни — кружевное плетение. Откуда пришёл на Вологодскую землю этот дивный промысел — загадка. Голландия, Германия и даже далекая Испания могут претендовать на звание прародителей Вологодского кружева. А может быть, оно было занесено сюда выходцами из новгородских земель.

Слава Вологодских кружев быстро перешагнула рубежи России. Уже в конце XVIII века модницы многих стран мечтали о нарядах, украшенных именно Вологодскими кружевами. В XIX-XX веках изделия вологодских кружевниц получали высокую оценку на Парижской, Брюссельской и других международных выставках.

До революции работа кружевницы оценивалась как труд ювелира. Удачный рисунок (сколок, вроде компьютерной перфокарты) стоил дорого. В деревнях средства для приобретения нового кружевного рисунка собирали в складчину. После чего шли в город, на ярмарку, и там отдавали собранные деньги торговцу кружевами лишь за возможность перерисовать его сколок.

В наше время славу вологодских кружевниц олицетворяет вологодское производственное объединение «Снежинка». Здесь вам пошьют на заказ хоть целый кружевной костюм.

Еще в Вологде есть отличный краеведческий музей. Часть его исторической экспозиции я уже привел выше. Но также там находится богатейшая коллекция фауны Вологодского края — ходишь, и глаз не оторвать.







И таких стендов там — десятки.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~gbfXM

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru