«абытые »стории

јполлинарий ¬аснецов Ч летописец древней ћосквы

RSS
јполлинарий ¬аснецов Ч летописец древней ћосквы
јполлинарий ћихайлович родилс€ 6 августа 1856 года в небольшом селе –€бове ¬€тской губернии (ныне  ировска€ область) в многодетной семье св€щенника. ЂЋюбовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства, Ч писал художник в своей Ђјвтобиографииї. Ч Ќочью он обращал мое внимание на небо, и € с детства знал главные созвезди€ и звезды... Ћюбовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим € об€зан отцуї.

»нтерес к звездному небу не пропал с годами. Ќе случайно впоследствии ј. ¬аснецов стал членом-учредителем ћосковского общества любителей астрономии и написал картины Ђ—олнечное затмение на реке ¬€ткеї (1887), ЂЌадвигающа€с€ на ‘еодосию лунна€ теньї (1914) и Ђ—олнечна€ корона. ѕолное солнечное затмение в  рымуї (1914). —вои наблюдени€ за этим природным €влением ¬аснецов изложил в 1914 году в статье Ђ«аревое кольцо во врем€ полного солнечного затмени€ї (»звести€ –усского јстрономического общества, 1914, є 7).

¬первые Ђмладший ¬аснецовї, как называли јполлинари€ ћихайловича в отличие от старшего брата ¬иктора, приехал в ћоскву в конце 70-х годов XIX века и был поражен ею.  ак завороженный, гул€л с альбомом около  ремл€, любовалс€ домами, улицами, площад€ми. ќсобенно интересовали художника пам€тники архитектуры, в которых он видел живых свидетелей исторических событий.



ћногие задают мне вопрос: почему € зан€лс€ старой ћосквой и так увлекс€ ею? Ќа это трудно ответить. ћожет быть потому, что € люблю все родное, народное, а стара€ ћосква - народное творчество в жизни прошлого. ћожет быть, повли€ло и то, что, очутившись в ћоскве в 1878 году после деревенской жизни в селе Ѕыстрице Ч месте моей учительской де€тельности, был поражен видом ћосквы, конечно, главным образом  ремлемЕ Ќо едва ли не главной причиной было то, что € вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т. д., в данном случае факты археологического значени€. ¬се это, веро€тно, и послужило главной причиной тому, что дл€ всех, интересующихс€ искусством, на мне написано: "—тара€ ћосква".
јполлинарий ¬аснецов


ћосковский  ремль при »ване  алите

јполлинарий ¬аснецов не получил систематического художественного образовани€. ƒолгие годы посто€нным наставником и основным его учителем был брат ¬иктор ћихайлович. ѕод его руководством јполлинарий много и упорно работал, достига€ все более заметных успехов.   1879 году относитс€ самый ранний из московских этюдов Ч Ђ¬ид на  рымский мостї, Ђ ремль и храм —пасител€ со стороны Ќескучного садаї. ѕодлинной школой молодого художника стало непосредственное общение и совместна€ работа с крупнейшими русскими мастерами: ». ≈. –епиным, ¬. ƒ. ѕоленовым и другими.


 расна€ площадь

Ђѕроникновение в темную даль времен посредством пейзажа мен€ привлекало давної, Ч признавалс€ јполлинарий ћихайлович. Ќо приступил он к работе спуст€ дес€тилети€, будучи уже академиком живописи, когда ощутил мастерство и накопил знани€.


¬сехсв€тский каменный мост

¬есь он был, как Ђкрасна€ девицаї: поминутно краснеющий, робкий и в то же врем€ доверчивый и удивительно наивный. ¬ целом он производил необычайно милое впечатлениеЕ ћне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи Ђвозрождени€ї прошлого обожаемой им ћосквы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. ѕознакомившись с ним поближе, € поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. ƒа и наружность у Ђјполлинашиї удивительно соответствовала его творчеству. „то-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие Ђланитыї (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким рум€нцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей... ѕрелестен был и его Ђсибирскийї говор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей.
јлександр Ѕенуа

Московский КÑИÐµÐ¼ÐїÑŒ пÑИи ÐШвÐ∞не III. 1921. ÐТÐ∞снеÑЖов ÐÐ¿Ð¾ÐїÐїÐ¸Ð½Ð∞ÑИий МиÑЕÐ∞Ð¹ÐїÐ¾Ð²Ð¸ÑЗ
ћосковский  ремль при »ване III. 1921

јполлинарий ¬аснецов стал подлинным летописцем старой ћосквы. ¬ своих картинах он воссоздал облик древнего города и его ушедшую архитектуру. ћы видим, как строилась столица, как измен€лс€  ремль, в каких домах жили москвичи, какие у них были обычаи, как они одевались и развлекались. ќдин современник вспоминал свои впечатлени€ от полотен ¬аснецова: Ђƒумалось: как же может человек так изучить и так изображать старину? —ловно ведь с натуры списаної.


√онцы. –анним утром в  ремле. Ќачало XVII века", 1913 год.

ƒействительно, прежде чем братьс€ за кисть художник много работал как ученый. »зучал исторические и литературные источники, старинные планы города, описани€ иностранных путешественников, побывавших в ћоскве в XV-XVII веках. «накомилс€ с миниатюрами Ћицевого летописного свода, гравюрами и иконами, принимал участие в археологических раскопках. „тобы зарисовать план ћосквы с птичьего полета, он даже поднималс€ в воздух на воздушном шаре! Ќа основании научных данных ¬аснецов рисовал архитектурный план будущей картины, показыва€ красной линией то, что осталось от древних веков, а черной Ц то, что нужно было восстановить по историческим документам и дополнить воображением. ƒалее он делал эскиз и только потом рисовал картину.


–исунки: 1) “верские и ѕетровские ворота (—игизмундовский план, 1610); 2) ѕетровские ворота (ћериани, 1638). [1920-е гг.].

  1900 году јполлинарий ¬аснецов превратилс€ в художника Ђс именемї, по определению ¬. ¬. —тасова. ≈го картины пользовались успехом у публики, “реть€ковска€ галере€ приобрела около дес€ти его холстов. ”чител€-художники поздравл€ли своего бывшего ученика с успехом. ». ≈. –епин в одном из писем ¬. ћ. ¬аснецову восклицал: Ђ артины јполлинари€ мне очень нрав€тс€.  акой он молодец, какое воображение!ї


ƒвор удельного кн€з€

”сили€ми братьев ¬аснецовых в ¬€тке был открыт ’удожественно-исторический музей. «аботы о помещении дл€ музе€ вз€л на себ€ ¬€тский художественный кружок, состо€вший из любителей искусства. ќсновной фонд музе€ решено было создать из картин, пожертвованных художниками Ц ¬. ћ. ¬аснецовым, ј. ћ. ¬аснецовым, ј. ≈. јрхиповым, —. “.  оненковым,  . ј.  оровиным, ћ. ¬. Ќестеровым, ¬. ƒ. ѕоленовым и другими. ¬ 1910 году состо€лось торжественное открытие музе€, насчитывавшего 37 полотен живописи и одну скульптуру.



¬оображение художника и его вдохновенна€ кисть завершили кропотливый труд ученого. —тара€ ћосква, словно исчезнувший град  итеж, отразилась на его полотнах из глубины океана времен.


Ѕелокаменный  ремль

—кончалс€ ј.ћ. ¬аснецов 23 €нвар€ 1933 года и был похоронен в ћоскве на ¬веденском кладбище.



я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого €вл€етс€ этот журнал.
«в€кнуть копеечкой можно через
яндекс-кошелек
41001947922532
или
—бербанк
5336 6900 4128 7345
—пасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!
ѕри€тного чтени€!
—сылка на историю http://zaist.ru/~tJs18

Ќова€ книга Ђѕоследн€€ война –оссийской империиї

Ќовинка по низкой цене
¬ магазине не купишь!


 нига-альбом Ђ—в€тые покровители «емли –усскойї

 нига-альбом
Ђ—в€тые покровители
«емли –усскойї



 icon

» ќЌќѕ»—Ќјя ћј—“≈–— јя »ЌЌџ ÷¬≈“ ќ¬ќ…

“елефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru