Забытые Истории

Сергей Дягилев — волшебник «Русских сезонов»

RSS
Сергей Дягилев — волшебник «Русских сезонов»
Выдающийся русский танцовщик Нижинский сказал о Дягилеве: «Это был гений, самый великий организатор, искатель и открыватель талантов, наделенный душой художника и манерами знатного вельможи, единственный всесторонне развитый человек, которого я мог бы сравнить с Леонардо да Винчи».

Сергей Павлович Дягилев родился 19 марта 1872 года в Перми в родовитой дворянской семье. С юных лет он питал страсть к русской опере, но после неудачных попыток стать оперным певцом и композитором, решил посвятить себя искусству в другом качестве.

Тайна таланта Дягилева заключалась в особом даре соединять прежде несоединимое — «низкую» практику антрепренерства и «высокое» искусство. На рубеже XIX-XX веков Дягилев стал выдающимся пропагандистом русской культуры — как художественный критик и как организатор зарубежных гастролей русских артистов. Познакомить Европу с русским искусством Дягилев считал делом своей жизни, своей культурной миссией.

Между прочим Дягилев был убежден, что является потомком Петра Первого. По его словам, подобно тому, как Петр «прорубил окно» в Европу, он, Дягилев, должен был предъявить Европе подлинный лик России  прекрасный и грозный.

С 1909 года неотъемлемой частью культурной жизни Европы стали ежегодные «Русские балеты» Дягилева, открывшие 20-летнюю полосу триумфов русского оперно-балетного театра.


Август Макке. Русский балет. 1912

За это время Дягилев представил на суд зрителей 70 спектаклей от русской классической оперы до авангардных постановок современных авторов. В театральной труппе Дягилева в разное время работали величайшие деятели русского и мирового искусства: хореографы Фокин и Мясин, композиторы Дебюсси, Равель, Прокофьев, Стравинский, Штраус, художники Бакст, Бенуа, Серов, Пикассо, Матисс, балетные танцовщики Мариинского и Большого театра Павлова, Нижинский, Кшесинская, Павлова, Карсавина. Тонкий знаток классического искусства, Дягилев вместе с тем был вдохновителем целого ряда новых направлений в искусстве, в том числе музыкального неоклассицизма и балета с пением. Ему рукоплескали Европа, США, Южная Америка. По замечанию русского художника Бенуа, вместе с «Русским балетом» триумф справляла «вся русская культура, вся особенность русского искусства, его убежденность, свежесть и непосредственность».

Служение Дягилева искусству было бескорыстным. Огромные средства, добытые у меценатов, он тратил на дорогостоящие театральные постановки. За его «Русским балетом» всюду следовали 8 вагонов декораций и 3 тысячи костюмов. По словам итальянского композитора Казеллы, в последние годы своей жизни Дягилев «жил в кредит, не имея возможности оплатить гостиницу» в Венеции, и 19 августа 1929 года «умер один, в гостиничном номере, бедный, каким был всегда».


Могила Дягилева на кладбище Сан-Микеле в Венеции. Могила украшена надписью: «Венеция, постоянная вдохновительница наших успокоений» (предсмертные слова Дягилева), тут же лежат балетные пуанты

Похороны великого импресарио оплатила Коко Шанель — хороший друг Дягилева, при жизни маэстро дававшая деньги на многие его постановки.

Цитаты:

Сцену венчания надо поставить так, чтобы французы рехнулись от ее величия.
С. Дягилев — Н. Римскому-Корсакову о постановке «Бориса Годунова»

В конце концов самое сильное подавляющее впечатление оставляет поразительный, никогда еще не слышанный хор, который более всего ставит границу между оперной труппой Дягилева и всеми другими, какие когда-либо слышали в Лондоне.
«Таймс», 1911

Мы хотели найти такое искусство, посредством которого вся сложность жизни, все чувства и страсти выражались бы помимо слов и понятий не рассудочно, а стихийно, наглядно, бесспорно.
Дягилев, 1910

Тайна нашего балета заключается в ритме. Мы нашли возможным передать не чувства и страсти, как это делает драма, и не форму, как это делает живопись, а самый ритм чувств и форм. Наши танцы, и декорации, и костюмы  все это так захватывает, потому что отражает самое неуловимое и сокровенное – ритм жизни.
Л. Бакст

Мы  свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во имя новой неведомой культуры, которая нами возникает, но и нас же отметет. А потому, без страха и неверия, я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасных дворцов! Так же, как и за новые заветы новой эстетики.
С. Дягилев, 1905

Его интуиция, его чувствительность и его феноменальная память позволяли ему запомнить неисчислимое множество шедевров (картин) и больше никогда их не забыть. У него была исключительная зрительная память и удивлявшее нас всех иконографическое чутье. 
И. Грабарь

Он определял тему, выбирал композиторов, художников, хореографов, исполнителей главных ролей. Он руководил репетициями. Каждая постановка своей оригинальностью отражала его личное соучастие.
И. Стравинский
Ссылка на историю http://zaist.ru/~LEkNG

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Мой новый проект
"Карлик Петра ВЕЛИКОГО"


 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru