Забытые Истории

С «Махой» дали маху

RSS
С «Махой» дали маху
Если вам случится посетить мадридский музей Прадо, то вы, конечно, не пройдете мимо двух знаменитых полотен Гойи: «Маха одетая» и «Маха обнаженная». У этих шедевров есть своя тайна.





Традиционно считается, что обе картины являются портретами Каэтаны де Толедо, герцогини Альба. Какие отношения связывали ее с художником, до конца не выяснено. Легенда гласит, что со стороны Гойи имела место бурная страсть, а со стороны Каэтаны — временное увлечение гением. На этой романтической версии построен великолепный роман Лиона Фейхтвангера «Гойя». Герцогиня Альба была ярчайшей звездой на небосклоне высшего общества Мадрида конца XVIII – начала XIX века. Получившая тонкое и благородное воспитание, она тем не менее презирала светские условности и чувствовала себя непринужденно как в салонах королевского дворца, так и в заведениях попроще. Каэтана охотно посещала народные празднества и гуляния. Особенно ей нравилось перенимать стиль одежды и поведения мадридских мах, как испанцы называли веселых подружек уличных торговцев и бандитов. И вот однажды Гойя якобы уговорил герцогиню позировать в костюме махи, а потом и без оного.

В то время в Испании царили еще очень строгие нравы. Изображение голого тела считалось грехом, почти что ересью. А Гойя не только написал прелестную молодую женщину обнаженной, но и впервые в истории живописи изобразил волосы на женском теле — верх непристойности, по тогдашним понятиям. Кстати, и ее жест — закинутая за голову рука — в Испании до сих пор считается чрезвычайно откровенным. Не удивительно, что Гойе пришлось давать официальные объяснения инквизиции. К счастью, художник дешево отделался от святейших ищеек. Правда, «Обнаженная Маха» была скрыта от публики до 1910 года.

То, что черты лица махи на полотне Гойи мало походят на сохранившиеся портреты Каэтаны, было замечено уже давно. "Нет совершенно никакого сходства между овальным лицом, изогнутыми аркой бровями, пышными волосами и тонким носом Каэтаны и чуть квадратным лицом и прямыми бровями Махи", — писала одна исследовательница.


Герцогиня Альба кисти Гойи.


В его же исполнении.

Но считалось, что Гойя мог намеренно исказить портретное сходство, чтобы не компрометировать свою знатную модель. 1945 год принес подлинную сенсацию: потомки герцогини эксгумировали ее тело и произвели антропометрические замеры. Оказалось, что по большинству параметров стати Каэтаны нисколько не походят на телосложение модели Гойи. Однако расставание с легендой происходит трудно, и миллионы людей, ежегодно посещающие музей Прадо, до сих пор видят в соблазнительной махе блистательную герцогиню Альба.

P.S.
Возможно, стоит прислушаться к мнению историка искусства Педро де Мадразо (1816-1898), издавшего первый каталог музея Прадо. В музейном собрании он обнаружил миниатюрный портрет (56 х 47 мм.) любовницы князя Годоя донны Хосефы (уменьш. Пепиты) Тудо, выполненный голландским миниатюристом Гильермо Дукером, который одно время жил в Мадриде.

Исследовав портрет, де Мадразо пришел к убеждению: "Миниатюра представляет собой графическое доказательство связи между этой дамой и моделью, с которой Гойя написал "Маху".
Ссылка на историю http://zaist.ru/~WTHi5

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru