Забытые Истории

Реконструкция облика князя Святослава

RSS
Реконструкция облика князя Святослава
Руководство для художников, скульпторов, романистов и кинематографистов

Князя Святослава часто рисуют и лепят (кинематограф пока что перед ним в долгу, что, возможно, и к лучшему), поэтому вопрос о реконструкции его внешности представляется далеко не праздным.

На первый взгляд, здесь, казалось бы, все просто.

Хрестоматийное описание внешности Святослава дал Лев Диакон, современник русско-византийской войны 968–971 гг. в Болгарии. Осада Доростола закончилась личной встречей императора Иоанна Цимисхия и русского князя. Император приехал на берег Дуная верхом, в сопровождении свиты. «Показался и Сфендослав, — продолжает Диакон, — приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерная, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал». (Перевод М.М. Копыленко).

Руководствуясь этим описанием, большинство художников изображает Святослава «идеальным запорожцем», с оселедцем, в шароварах и т.д.

att-482bfd059d40bev01.jpg

Однако некоторые детали описания внешности Святослава Львом Диаконом допускают неоднозначное толкование. Так, вместо «безбородый», допустим перевод «с редкой бородой», а «клок волос» может свисать не с одной, а с двух сторон головы. Именно таким — с редкой бородой и двумя косами — предстает Святослав на страницах «Истории» С.М. Соловьева: «Святослав приплыл на место свидания в лодке по Дунаю, причем действовал веслом наравне с другими гребцами. Он был среднего роста, имел плоский нос, глаза голубые, густые брови, мало волос на бороде и длинные, косматые усы. Все волосы на голове были у него выстрижены, кроме одного клока, висевшего по обеим сторонам, что означало его знатное происхождение» (Соловьев С.М. Сочинения. История России с древнейших времен. Кн. I. Т. 1. М., 1993. С. 159).

Возможно, перед нами — отголоски «аварской» моды, которая была популярна среди славяно–русской знати Подунавья. А ведь низовья Дуная, по словам самого же Святослава, это "середина земли моей".

Вот одна из художественных попыток уйти от "запорожества" в облике Святослава.

sviatoslav03.jpg

«Средний» рост Святослава корректируется длиной его меча («франкские» мечи того времени не превышали 80–90 см, а средний рост киевлянина, согласно антропологическим данным, был около 168–170 см). Следовательно, клинок в руке князя должен составлять примерно половину его роста. Его возраст на момент гибели не превышал 30-32 лет.

В одеянии Святослава следует подчеркивать «бедность» его одежды и наоборот хорошие, «богатые» доспехи и вооружение. Эта черта князя — равнодушие к роскоши и любовь к оружию — историческая, засвидетельствованная летописью и византийскими авторами.

Шлем может воспроизводить тип воинского головного убора середины Х в. из так называемой «княжеской» Черной Могилы под Черниговом.

224da62cd4af.jpg

«Каплевидная» форма щита русов того времени засвидетельствована тем же Львом Диаконом.

Штаны для князя нужно «шить» согласно показанию арабского автора конца IХ в. Ибн-Русте о том, что русы «носят широкие шаровары… надевая такие шаровары, они собирают их в сборку и подвязывают у колен».

Сапоги вошли в широкий обиход на Руси, судя по всему, только в XI в.

В общем, примерно так.

0_5af4d_4765461e_XL.jpg

742px-89.jpg

За украинский оселедец на голове Святослава несет полную ответственность художник Володя Хамардюк — он из Украины и Святослав — его конек :).
Ссылка на историю http://zaist.ru/~9VMFW

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Мой новый проект
"Карлик Петра ВЕЛИКОГО"


 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru