Забытые Истории

Маяковский, или Несовпадение поэзии с жизнью

RSS
Маяковский, или Несовпадение поэзии с жизнью
Владимир Маяковский не только крупный поэт, но и крупная проблема русской литературы. Его справедливо считают одним из отцов современного искусства. Но это – искусство, густо замешанное на скандале и пиаре, обращенное зачастую отнюдь не к высшей стороне человеческой натуры.

Редко у какого поэта слово столь разительно расходилось с делом, а жизнь с поэзией. Он заявлял, что его девиз – «светить всегда, светить везде». Однако светлым человеком его назвать никак нельзя. Вспомним, например, как он «светил» до революции, когда называл себя еще не «горланом и агитатором», а футуристом. 

264418_original.jpg
Сборник, в котором дебютировал В.Маяковский

Вот он со злым и мрачным видом выходит на эстраду читать свои вирши публике: руки засунуты в карманы штанов, в углу презрительно искривленного рта зажата папироса. На нем знаменитая желтая кофта, лицо дикарски раскрашено. Он читает, то усиливая голос до рева, то лениво бормоча себе под нос. Кончив читать, обращается к публике: 
– Желающие получить в морду благоволят становиться в очередь. 

«Засветился» он и на художественных выставках, – такими вот, например, полотнами: к холсту, на котором что-то как попало наляпано, приклеена обыкновенная деревянная ложка, а внизу подпись: «Парикмахер ушел в баню»… 

Открыто возмущались этим безобразием немногие. Бунин, например, писал: «Если бы подобная картина была вывешена на базаре в каком-нибудь захолустном русском городишке, любой прохожий мещанин, взглянув на нее, только покачал бы головой и пошел дальше, думая, что выкинул эту штуку какой-нибудь дурак набитый или помешанный. Если бы на какой-нибудь ярмарке балаганный шут крикнул толпе становиться в очередь, чтобы получать по морде, его немедля выволокли бы из балагана и самого измордовали бы до бесчувствия. Ну, а столичная интеллигенция вполне соглашалась с тем, что эти выходки называются футуризмом». 

Выставочные залы и сегодня регулярно наполняются подобными «произведениями», которые почему-то считаются современным искусством, хотя это «искусство» на самом деле траченное молью старье, которому пошла уже вторая сотня лет.

В день объявления первой русской войны с немцами Маяковский влезает на пьедестал памятника Скобелеву в Москве и ревет над толпой патриотическими виршами. Однако затем он как-то устраивается так, что, несмотря на весь патриотизм, на войну его не берут. Его черед настанет чуть позже.

Подлинная слава к Маяковскому пришла после революции. Именно тогда в нем признали выдающегося реформатора русского стихосложения, создателя новой, «революционной» поэзии.

Он и в самом деле решительно порвал с традициями русской поэзии и русской литературы. Со стороны идейного содержания даже еще более бесповоротно, чем со стороны формы.

263908_640.jpg

Весь 19 век русская литература мужественно защищала достоинство человека перед лицом власти. Маяковский первым встал на сторону власти в ее насилии над человеческой личностью. Напрочь позабыв о «милости к павшим», он всей силой своего таланта поддерживал и восхвалял любые преступления и издевательства большевистской власти над русским и другими народами. В его стихах русский поэтический язык впервые был осквернен публичными призывами к массовому истреблению людей, соотечественников, сограждан. 

Не ведая стыда, Маяковский безудержно славил большевистских вождей. Более того, он вообще перешел грань допустимого, когда призвал юношей «делать жизнь с товарища Дзержинского», т.е. попросту говоря, идти в палачи и вертухаи, предвосхитив самый гнусный тренд ХХ века. 

Маяковский любил козырнуть своим неприятием буржуазного образа жизни:

Вам ли, любящим баб да блюда,
Жизнь отдавать в угоду…

Позже он уверял: «Мне и рубля не накопили строчки».
Но тут Владим Владимыч лукавил. Его поэтические творения издавались громадными тиражами по приказу из Кремля, в журналах ему платили за каждую строку даже в одно слово самые высокие гонорары. Он то и дело вояжировал в капиталистические страны, будто бы столь им презираемые, побывал в Америке, несколько раз приезжал в Париж, заказывал белье и костюмы у лучших парижских кутюрье, рестораны выбирал тоже наиболее буржуазные. 

262925_original.jpg

Мы никогда не узнаем, что толкнуло Маяковского на роковой выстрел. Самоубийство – самая безнадежная из тайн. Если, как говорят одни, Маяковский покончил с собой из-за того, что прозрел, ужаснувшись от вида того зверя, которого сам же кормил с руки, - тогда его конец можно считать по настоящему трагическим. Если же все дело в том, что «любовная лодка разбилась о быт», то поэт революции кончил жизнь самой заурядной «буржуазной» мелодрамой.

263282_original.jpg

Ну и последняя характерная черточка: Маяковский – единственный крупный русский поэт, у которого нет ни одного стихотворения о России.

В качестве P.S.

Мы взглянули на Маяковского без «хрестоматийного глянца», который и он сам так не любил. Однако не приходится отрицать, что это был большой поэтический талант. Свидетельство тому – десятки крылатых фраз и выражений, разобранных на цитаты и прочно вошедших в нашу жизнь – «прозаседавшиеся», «моя милиция меня бережет», «кто более матери истории ценен» и многие, многие другие.

Кроме того, с именем Маяковского связан расцвет русского тонического стиха. Тоническое стихосложение, родившееся из тактовых частушек и народных стихов, изредка использовалось великими русскими поэтами (вспомним пушкинское «…Не гонялся бы ты поп за дешевизной» или «Вхожу я в темные храмы, Свершаю бедный обряд...» Александра Блока). Но лишь Маяковский создал из тонического стиха свою «поэтическую империю». Чтобы донести до массового слушателя прямую как древко знамени мысль, поэт вбивал в строку одинаковое количество ударений, усиленных чугунными угловатыми рифмами.

264024_original.jpg

К тоническим стихам можно относиться по-разному. Но в исполнении Маяковского они были неотразимы. Вот характерная история.
Маяковский терпеть не мог, когда ему говорили, что его стихи непонятны. Весной 1918 года он устроил в одном из московских кафе читку своих стихотворений... по-старославянски. На языке Кирилла и Мефодия стихи Маяковского должен был читать его хороший знакомый Владимир Нейштадт, литературовед и переводчик. Выйдя на эстраду, он сказал:
- Сейчас вы услышите самого живого поэта на самом мертвом языке, - и затем зашаманил по-старославянски: 

К брадобрею придох и рекох
Хощу, отче, да причешеши ми уши... 

Едва он кончил читать, в зале поднялась буря возмущения: 
- Переведите эту тарабарщину!.. 
Тут на сцену вышел сам Маяковский. 
- Не понимаете? - спросил он. 
- Не понимаем, - ответили в зале. 
- Тогда, - провозгласил Маяковский, - читаю эти стихи, как они написаны мною: на великолепном русском языке.
И начал: 

Вошел к парикмахеру, сказал – спокойный: 
«Будьте добры, причешите мне уши», 
ну и т.д. 

Когда поэт кончил читать, зал зааплодировал. 
- Понятно? - спросил Маяковский. 
- Понятно! – был дружный ответ. 
- А говорят, Маяковский непонятен. Есть вещи куда непонятнее, - сказал довольный Владим Владимыч.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~owqOX

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru