Забытые Истории

Почём художественное слово?

RSS
Почём художественное слово?
В книге А.И. Рейтблата (От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М.: НЛО, 2009. С. 94) приводится любопытная таблица писательских гонораров в дореволюционной России. Сумма указана в рублях за так называемый печатный лист. Сейчас это  40 000 знаков вместе с пробелами (около 20 машинописных страниц), раньше, кажется, он был чуть поменьше — ок. 30 000 знаков. В общем, размер "среднего" рассказа — не короткого и не длинного.



Абсолютные лидеры второй половины XIX в., как и ожидалось, — Л.Толстой, Тургенев, Достоевский, Лесков (как видим, рынок оценивал качество литературы достаточно справедливо, с небольшой поправкой на моду).

Видно также, что писатели "второго и третьего ряда", в общем, тоже не бедствовали. Для сравнения: в 1896 г. среднегодовая зарплата рабочих механических и машиностроительных заводов Петербургской губернии составляла 362 руб., равняясь жалованью командира роты (366 руб.) и превосходя жалованье младшего офицера-подпоручика (294 руб). http://www.adjudant.ru/officer/05.htm
То есть, потратив месяц на написание одного-двух рассказов, можно было получить годовой оклад младшего офицера или рабочего. А "толстый" роман приносил уже значительные по тем временам деньги. Известно, что Гаршин под конец жизни думал писать исторический роман о Петре I, а на гонорар купить себе дом.

Жаль только, что в таблице не указан источник столь подробных сведений. Непонятно отсутствие в списке 1850-1860-х гг. А.Дружинина, который был никак не менее популярен, чем Писемский с Григоровичем. Для проверки привожу несколько цитат, характеризующих положение ведущих русских писателей в начале ХХ в.

Начнем с Чехова. Посылая свое первое "серьёзное" произведение — повесть "Степь" - в редакцию "Северного вестника", Антон Павлович затребовал 200 руб. за лист и получил ответ одного из создателей журнала Плещеева:
«Редакция вся к Вам относится наилучшим образом и просит Вас без церемоний заявлять Ваше желание насчет гонорара... Если эта цена [запрошенные Чеховым 200 рублей] кажется Вам недостаточной, просите прямо, что Вы желаете. Я уверен, что Вы в самом скором времени будете получать по 300 р. и что в будущем этим не ограничится».

И точно, в 1899 г. М.Горький пишет Е.Пешковой о Чехове:
"Неделя" платит ему 500, а Маркс (издатель А.Маркс) за каждый напечатанный лист дает еще 200. Так не платили даже Толстому(явное расхождение с данными таблицы). Но Чехов стоит и большего".

И опять — исключительно верное предвидение.В январе 1904 года газета «Новости дня» сообщала: «Книгоиздательство «Знание» предложило А.П.Чехову за напечатание "Вишневого сада" 5 000 рублей — по 1 1/2 тысячи рублей за лист. Гонорар - небывалый в России". Опять расхождение с таблицей.

Следует добавить, что сам Горький был одним из заправил книгоиздательства "Знание" и в качестве такового самому себе платил 1000-1200 руб. за лист. Впрочем, и других писателей не обижал, хотя никогда не возвышал их гонорары до своих.

Ив.Бунин свидетельствует:
"Знание" сильно повысило писательские гонорары. Мы получали в "Сборниках Знания" кто по 300, кто по 400, а кто и по 500 рублей с листа, он (Горький) — 1000 рублей: большие деньги он всегда любил".

Встречал еще такие данные, что после Горького писательский ранжир выглядел следующим образом:
Леонид Андреев — 800-1000 руб.
Куприн — 600-800 руб.
Бунин — 400-600 руб.
Однако подтвердить ссылками не могу.

В целом можно сказать только одно: сказочная эпоха, когда издатели и редакторы готовы были платить наивысшие гонорары не за развлекательную литературу!
Ссылка на историю http://zaist.ru/~5AFNE

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Мой новый проект
"Карлик Петра ВЕЛИКОГО"


 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru