Забытые Истории

Трагедия Есенина, или Неназванное имя

RSS
Трагедия Есенина, или Неназванное имя
Он родился 3 октября 1895 года, в рязанском селе Константиново. С двух лет, по бедности семейства, был отдан на воспитание деду, мужику более зажиточному.

В 17 лет Есенин  выпускник церковной учительской школы. Но учительство не привлекает его.

Осознание своего поэтического дара пришло быстро. Позднее он вспоминал: «18 лет я был удивлен, разослав свои стихи по редакциям, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно».

«Грянул» он в Петербург еще весьма простоватым парнем. Впоследствии сам рассказывал, что, увидев Блока, вспотел от волнения. В те годы еще не оперившийся Есенин был послушным спутником Клюева и Городецкого. Вместе с ними разгуливал этаким сусальным мужичком, носил щегольские сафьянные сапожки, голубую шелковую рубаху, подпоясанную золотым шнурком, на котором висел гребешок для расчесывания молодецких кудрей, отпугивая своим видом людей со вкусом.


Есенин и Клюев


Первый стихотворный сборник Есенина «Радуница» был опубликован в 1916 году.



В основе ранней есенинской поэзии лежит истовая, почти религиозная любовь к родной земле. Именно к родной крестьянской земле, а не к России с ее городами, заводами, с университетами и театрами, с политической и общественной жизнью. России в этом смысле он в сущности не знал да и не интересовался ею. Родина для него пока — это родная сторонушка с ее полями и лесами, а не страна, не государство.

В первой половине 1916 года Есенина призвали в армию. Благодаря хлопотам друзей он получил назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143, где несли службу сестер милосердия императрица и царевны.


Есенин среди военных санитарного поезда. 

На одном из концертов в лазарете произошла его встреча с императрицей Александрой Федоровной. Есенин вспоминал в автобиографии: «Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивы, но очень грустны. Я ей ответил, что такова вся Россия». Корректура его второй книги «Голубень» содержала целый цикл стихов, посвященных императрице. Но после революции Есенин эти посвящения снял.

Ранняя поэзия Есенина  это еще по сути лубок, бьющий в глаза яркими образами и метафорами. В ней есть дымчатый налет печали, но нет тревоги, нет надрыва. Великим трагическим поэтом его сделает революция.

***
Революцию Есенин поначалу принял восторженно. Он ждал, что из этого пламени сказочной жар-птицею, взлетит мужицкая Русь с ее вековечной правдой. В 1918-1919 годах из-под его пера выходит несколько революционных поэм, в том числе «Инония» с ее чаянием грядущего всеобщего обновления. В это время Есенин бравирует знакомством с главарями ЧК и даже изобретает новый способ знакомства с девушками, приглашая их в подвалы Лубянки посмотреть на расстрелы.

Однако очень скоро он понимает, что большевики  вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. Настроение приподнятости сменяется растерянностью, недоумением перед происходящим.


Есенин читает стихи на митинге. 

«Я последний поэт деревни»,  пишет Есенин в стихотворении 1920 года. Но и деревня не оправдала надежд. По слабости человеческой, он еще валит вину на «город», на городскую культуру, которой большевики, по его мнению, отравляют деревенскую Русь. Ему кажется, что виноват прибежавший из города автомобиль, трубящий в «погибельный рог», он проклинает промчавшийся поезд, за которым так смешно и глупо гонится жеребенок.

А итог  угнетенное состояние: «Нет любви, ни к деревне, ни к городу».

В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, в его стихах звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни. Но с этой гнилью, с городскими хулиганами, Есенину все же легче, нежели с благополучными мещанами советской России. Теперь ему стали мерзки большевики, опостылели былые приятели из ЧК:

Не злодей я, и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.


Одним из его последних крупных произведений стала поэма «Страна негодяев», в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования, он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. Чуть ли не каждое его стихотворение с некоторых пор стало кончаться предсказанием близкой смерти:

Друг мой, друг мой! Прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть.


Вежды прозрели. Но видеть того, что творится вокруг, прозревший Есенин не хотел. Ему оставалось одно — умереть.

***
В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста Есенину пришлось лечь в платную психоневрологическую клинику Московского университета, где профессор Ганнушкин предоставил ему отдельную палату.

Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знало всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина. Доктор ответил твердым отказом. Тогда за клиникой установили наблюдение. Выждав момент, Есенин тайно уходит из больницы и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря он был обнаружен мертвым в номере гостиницы «Англетер». Сохранившиеся улики до сих пор не позволяют вынести однозначный медицинский вердикт о том, является ли смерть поэта самоубийством или делом советских спецслужб, инсценировавших убийство под суицид.http://kp.by/daily/23609.3/46548/



Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.


Похороны Есенина. Траурный митинг у памятника Пушкина

Сегодня уже ясно видно, что история Есенина есть история заблуждений его времени. Он поверил, что большевицкая революция есть путь обновления русской жизни, а она оказалась путем к разрушению мужицкой Руси, которую он так искренне и задушевно любил. Он отрекся от Бога во имя любви к человеку, а этот «освобожденный» человек только и сделал, что снял крест с церкви да повесил Ленина вместо иконы.

И, однако, сверх всех заблуждений и всех жизненных падений Есенина остается нечто, что глубоко привлекает к нему. Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве, что не побоялся признать ошибки, — и за все захотел расплатиться последней, страшной ценой. Правда же его — любовь к родине, пусть и незрячая, но великая:

Я люблю родину,
Я очень люблю родину!


Несчастье его было в том, что он так и не сумел назвать ее, эту родину: он воспевал и бревенчатую, мужицкую Русь, и социалистическую Инонию, и азиатскую Рассею, пытался принять не сердцем, так умом даже СССР, — одно лишь верное имя не пришло ему на уста: Россия. "Шестая часть земли" как государственный и культурно-исторический феномен осталась ему неведома. В том и было его главное заблуждение, не злая воля, а горькая ошибка. Тут завязка и развязка его трагедии.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~CtuC9

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Мой новый проект
"Карлик Петра ВЕЛИКОГО"


 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru