Забытые Истории

Царица русской поэзии

RSS
Царица русской поэзии
Рисунок судьбы

Аня Ахматова (урожденная Горенко) родилась 11 (23) июня 1889 г. в пригороде Одессы. Ее отец был морским офицером, мать полностью посвятила себя детям.

Десятилетней девочкой Аня поступила в Царскосельскую гимназию. Именно там состоялась ее первая встреча с Николаем Гумилевым, положившая начало одному из самых романтических союзов в истории русской литературы.

Трудно даже подсчитать, сколько раз Анна отвечала Гумилеву твердым «нет». Отвергнутый поэт дважды пытался покончить с собой, к счастью, неудачно. Только в 1908 году Анна, наконец, дала свое согласие на брак.


Семья Горенко, 1894 г. Анна вторая справа.
Всего в семье Горенко было шестеро детей. 


Этот союз не был счастливым. По словам одной из подруг Ахматовой, у поэтессы была своя сложная жизнь сердца, в которой мужу отводилось более чем скромное место. Впрочем, и Гумилев не отличался супружеской верностью.

Они развелись в 1918 году. Ахматова отреклась от живого Гумилева, но мертвому осталась верна до конца: хранила его стихи, хлопотала об их издании, помогала энтузиастам собирать сведения для его биографии.

 
Ахматова, 1910 г.                                                                  Николай Гумилев, 1910-е г.

Поэтический дебют Анны Горенко состоялся 14 июня 1910 году на знаменитой «башне» Вячеслава Иванова. Заключение «мэтра» было равнодушно-ироничным: «Какой густой романтизм...».

В 1911 году, избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, Ахматова начала печататься в петербургских журналах. Вскоре к ней пришла слава. Среди ее восторженных поклонников числились Цветаева и Пастернак. Более сдержано, но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой Блок и Брюсов. В предвоенные годы Ахматова становится излюбленной моделью для художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.


Фронтиспис первого сборника А. Ахматовой «Вечер».
Худ. Е. Лансере, 1912 г.


Ахматова слышала не только голос любовного чувства. В ее стихотворении «Июль 1914» есть такое пророчество:

Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.


После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в «своем краю глухом и грешном». В стихотворениях этих лет скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира. В 1922 году Мариэтта Шагинян писала: «Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи».


Ахматова, 1924 г.

В трагические 30 — 40-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 года. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со «стомильонным народом»:

Мы ни единого удара 
Не отклонили от себя. 


14 августа 1946 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей.
«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии, 
 говорилось в Постановлении ЦК ВКП (б).  Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе». Опала была снята 19 января 1951 г., когда по предложению А.А. Фадеева Ахматовой вернули членство в Союзе.


Ахматова, 1946 г.

4 марта 1956 года, в канун роковой годовщины — смерти Сталина — Ахматова произнесла историческую фразу: «Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили».

Под конец жизни Ахматовой ее творчество получило мировое признание. В 1964 году она стала лауреатом международной премии «Этна-Таормина», а в следующем году — обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.


Ахматова в Оксфорде, 1965 г.

Великая поэтесса умерла в 5 марта 1966 года. Прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.

Личность

Сравнения Анны Ахматовой с величественной царицей являются в мемуарах современников общим местом.



А между тем царица русской поэзии после революции жила далеко не в царской обстановке. В своем пренебрежении к быту она могла бы соперничать с самыми фанатичными пустынниками. Вот одно из свидетельств, относящееся к 20-м годам: «Жила Ахматова тогда — даже не скажешь: бедно. Бедность — это мало чего-то, у нее же не было ничего. В пустой комнате стояло небольшое старое бюро, единственный стул и железная кровать, покрытая плохим одеялом».

Появление денег мало что изменило в ее жизни. После смерти Сталина удалось издать сразу несколько произведений опальной поэтессы. Крупные гонорары доставляли Ахматовой много удовольствия. Однако она никак не изменила своего быта и не предалась жизнеустройству. Прожив всю жизнь бездомной, она не стала и на склоне лет обзаводиться хозяйством. Та же современница как-то спросила Анну Андреевну: «Если бы я стала богатой, сколько времени я получала бы от этого удовольствие?” — Она ответила с присущей ей ясностью: “Недолго. Дней десять”.

Если Ахматова в зрелые годы и выделялась из толпы, то только своим безразмерным непромокаемым пальто, весьма неизящными ботиками и облезлым мехом. Дома она любила щеголять в ярко-красной пижаме, в которой была похожа на китаянку. Вообще она любила китайские пижамы, и многие современники запомнили ее именно в таком экзотическом виде.



Впрочем, мужчин в свое время гораздо больше шокировала другая деталь интимной жизни Ахматовой — ее склонность «крутить динамо», т.е. провоцировать сексуальное возбуждение без расчета его удовлетворить. Причем, Ахматова «динамила» мужчин целенаправленно и обдуманно. Цель этой опасной игры – весьма обычна для «царственных» особ ее типа, — стремление сформировать вокруг себя свиту, без которой игра в монарха немыслима. И надо отдать должное, «динамо» Ахматовой почти всегда удавалось и ясно почему: тонкая, рафинированная красота, непринужденность при обсуждении самых щекотливых тем, сила и богатство эмоционального строя соблазнят хоть святого.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~T1mJu

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru