Забытые Истории

Поборник славянского единства

RSS
Поборник славянского единства

Всем единоплеменным народам глава — народ русский…
Поэтому, когда мы хотим называть себя общим именем,
то не должны называть себя новым словянским,
а стародавним и коренным русским именем.

Юрий Крижанич


Выдающийся писатель, филолог и публицист XVII века Юрий Крижанич был хорват по происхождению и католик по вероисповеданию. Однако это не помешало ему выбрать Россию своей второй родиной и оставить заметный след в истории русской мысли.

С юности Крижанич напряженно размышлял и глубоко скорбел о бедственном положении славянства, разбитого и порабощенного Австро-Венгерской и Османской империями. Он додумался до верной и смелой по тем временам догадки: объединение славян надобно повести из какого-нибудь политического центра. И этот будущий общеславянский центр Крижанич прозорливо увидел не в Праге и не в Варшаве, а в "татарской", по мнению Европы, Москве.

Оказавшись в 1658 году в Вене, Крижанич встретился там с московским посланником Яковом Лихаревым. Русские послы набирали иноземцев, желавших поступить на царскую службу, обещая им царское жалованье, «какого у них и на уме нет».

В 1659 году Крижанич приехал в Москву, где вызвался быть московским и всеславянским публицистом, царским библиотекарем и летописцем, и в этом качестве написать правдивую историю Московского государства и всего народа славянского. В одном своем сочинении он позже напишет: «Меня называют скитальцем, бродягой. Это неправда: я пришел к царю моего племени, пришел к своему народу, в свое отечество, в страну, где единственно мои труды могут иметь употребление и принести пользу, где могут иметь цену и сбыт мои товары  разумею словари, грамматики, переводы».

Русский язык Крижанич в совершенстве выучил еще дома, так сказать, «по долгу службы». После окончания Венской семинарии и Болонской венгеро-болгарской коллегии он состоял на службе ватиканской конгрегации пропаганды веры в качестве миссионера. В 1642 году Крижанич защитил докторскую диссертацию в Риме. Его целью было собрать все важнейшие сочинения «схизматиков», то есть православных богословов, писавших против догматов папизма. Это предприятие повело его к ознакомлению с русским языком, так как ему нужно было знать и сочинения, писанные по-русски против унии.

Заслуги Крижанича перед русским языком огромны. Его сочинение «Объяснение выводно о письме словенском»  первый в России грамматический труд по русскому языку. Интересно, что Крижанич уже тогда предлагал устранить написание «ера» на концах слов, а также ненужные буквы «фита», «ижица», «пси», «кси». Он впервые предложил для удобства заменить названия букв (аз, буки, веди и т. д.) односложными, т. е. фактически на 260 лет опередил реформу русской орфографии.

В другом сочинении «Русский язык» Крижанич стремился создать чисто славянский язык, без иностранных заимствований. Основу лексики составляли слова, общие для всех языков этой группы. 60 % слов были общеславянского происхождения, 10 % — русские и церковнославянские, 9 % — сербохорватские, 2,5 % — польские, затем — болгарские, украинские и др. Получился как бы «среднестатистический» всеславянский язык. Вот его образчик: "Адда и нам треба учиться, яко под честитым царя Алексея Михайловича владанием мочь хочем древния дивячины плесень отерть, уметелей ся научить, похвальней общения начин приять и блаженеего стана дочекать". То есть: значит, и нам надобно учиться, чтобы под властью московского царя стереть с себя плесень застарелой дикости, надобно обучиться наукам, чтобы начать жить более пристойным общежитием и добиться более благополучного состояния.

Впрочем, этот язык был довольно гибок и позволял легко создавать новые слова из имеющихся элементов. Так, например, возникли слова «чужебесие» (излишнее доверие к иностранцам) и «людодер» (так Крижанич охарактеризовал Ивана Грозного).

В «Грамматичном изказании» Крижанича был дан блестящий сравнительный анализ славянских языков. Это был первый в Европе труд по сравнительному языкознанию.

Языковые штудии Крижанича выходили далеко за рамки чисто филологического интереса. «Совершенство языка, - полагал он, — самое необходимое орудие мудрости и едва ли не главный ее признак. Чем лучше язык какого-либо народа, тем успешнее и удачнее занимается он ремеслами и разными искусствами и промыслами. Обилие слов и легкость произношения очень помогают созданию мудрых планов и более удачному осуществлению разных мирных и ратных дел».

В России Крижанич написал также обширное сочинение под названием «Политичные думы». Историческая ценность его состоит в том, что здесь впервые Россия была поставлена лицом к лицу с Западной Европой. Крижанич сравнивает московские порядки с западноевропейскими и жестоко критикует русских за их техническую и культурную отсталость, которая не позволяет России стать подлинно великой державой. Но он также видит и средства исправить положение. Первое из них – это развитие просвещения и науки. Второе – твердое государственное руководство. Третье  развитие политической свободы. И, наконец, четвертое  распространение технического образования.

Согласитесь, очень современно мыслил заезжий хорват!

Однако в Москве Крижанич не сумел найти общего языка с русскими властями. 20 января 1661 года его сослали в Тобольск, правда, положив ему огромное по тем временам жалованье — 90 рублей в год. Крижанич пробыл в ссылке 16 лет, но не потерял присутствия духа и написал там самые замечательные свои сочинения. После смерти царя Алексея Михайловича, 5 марта 1676 года Крижанич получил царское прощение и разрешение вернуться в Москву, а затем и выехать из России.

Вернувшись в Европу, он стал членом иезуитского ордена и принял монашество под именем Августин. В течение нескольких лет из-под его пера вышел еще ряд трактатов на разные темы, в частности, история Сибири на латинском языке.

Юрий Крижанич погиб 12 сентября 1683 года во время осады Вены турецкими войсками.
Большинство его сочинений было опубликовано только в XIX веке.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~grUyo

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru