Забытые Истории

Абазги

RSS
Абазги
Абазины, абазги, авасги, или абазы — коренные жители Кавказа, которые составляют единый этнос с абхазами («абхази» - грузинская форма этнонима абазги). Это один из древнейших этносов мира. Лингвисты признали абазинский язык одним из древнейших и к тому же самых трудных языков планеты.

Этнический термин «абаза» встречается в сочинениях античных авторов начиная с V века до н. э., которые засвидетельствовали, в частности, что абазги принимали участие в древнегреческих Олимпийских играх (сообщение Страбона).


Абазгия, с прилежащей к ней Зихией и Лазикой


Абазги в числе первых народов Кавказа приняли христианство. По церковному преданию, святой апостол Андрей в 40 году  проповедовал в Абхазии христианское вероучение. Христианский мир доподлинно знал, что Абазгская Церковь освящена мученической кровью апостола Симона Кананита, погребённого, по преданию, в городе Никопсии (согласно  наиболее распространённому толкованию, нынешнем Новом Афоне в Абхазии).


Пещера апостола Симона Канонита

Уже само нахождение в Абазгии могилы одного из 12 апостолов возвышало Абазгскую Церковь и представляло ей достойное место в семье Православных Церквей. Вклад абазгов в сокровищницу мирового православного благочестия был заметным. Абазгию не зря называли «землей христолюбивых абазгов», а к именам Абазгских царей прибавляли — «друг Христа». Все это способствовало обретению Абазгской Церковью автокефалии.

Однако пережитки прошлого сохранялись у авазгов еще долгое время. Прокопий Кесарийский в середине VI века оставил следующее свидетельство об авазгах: "Эти варвары еще в мое время почитали рощи и деревья. По своей варварской простоте они полагали, что деревья являются богами. Со стороны своих властителей из-за их корыстолюбия эти племена испытывали неслыханные вещи. Дело в том, что оба эти царя замеченных ими красивых и лицом и фигурой мальчиков без малейших угрызений совести отнимали у родителей и, делая евнухами, продавали в римские земли тем, кто хотел купить их за большие деньги. Родителей же этих мальчиков тотчас же убивали для того, чтобы кто-нибудь из них не попытался в будущем отомстить царю за несправедливость по отношению к их детям, и чтобы царь не имел в числе своих подданных людей, для него подозрительных. Таким образом, красота их сыновей осуждала их на гибель; эти несчастные погибали, имея несчастье родить детей, обладавших роковой для них и смертоносной красотой. Поэтому-то большинство евнухов у римлян и главным образом и царском дворе были родом абасги".

Политический взлет Абазгии пришелся на VIII - IX вв. Анонимное грузинское историческое сочинение "Летопись Картли" (XI в.) так описывает образование абазгского царства при Леоне II: "Когда ослабли греки (византийцы), отложился от них эристав абазгов, по имени Леон, племянник эристава Леона, которому была дана в наследственное владение Абазгия. Этот второй Леон был сыном дочери хазарского царя (и двоюродным братом византийского императора Льва Хазара (775-780), поскольку оба они были со стороны матерей внуками хазарского царя) и (воспользовавшись) силой их (хазар), отложился от греков, унаследовал владения Абазгии и Эгриси и принял на себя имя царя абазгов". Примерно в это время абазгам удалось отстоять свою независимость от арабов, во многом благодаря своим горным крепостям, оказавшимся не по зубам войскам последователей пророка Мухаммеда.


Неприступная Анакопия

Русские называли абазгов — обезами, и знали их не понаслышке. Уже в 1083 году абазгские мастера участвовали в живописном оформлении Успенского собора Печорского монастыря в Киеве: писали фрески, покрывали храмовый алтарь мозаикой. Здесь же они приняли монашество и были похоронены после смерти.



В 1154 г.. великий киевский князь Изяслав Мстиславич послал за женой "во Обезы", то есть сосватал Абазинскую княжну. Его сын Мстислав, отправленный отцом навстречу, встретил ее у Днепровских порогов и с великою честью привез в Киев.

Другая абазинская княжна была женой византийского императора Иоанна II (годы правления 1118-1143) и матерью византийского императора Мануила (1143-1180 гг.).
Абазинка. Разве не красавица?

Абазги играли заметную роль в политической жизни других стран. Египтом на протяжении нескольких столетий, управляла знаменитая "черкесская" династия мамлюков, в основном это были выходцы из Западного Кавказа — абазги и адыги. Одним из самых знаменитых мамлюкских правителей был "пленитель облаков" Али-бей Абаза Булуткапан, в 1769 г. объявивший Египет независимым от Оттоманской Порты.

Но сила абазгов непрерывно убывала. Русский этнограф Л.И. Лавров писал: "...некогда значительный абазинский народ... в течении, примерно, пяти последних веков, непрерывно уменьшался в числе. Это уменьшение происходило не столько за счет истребительных войн с соседями (хотя таковые, конечно, были), сколько за счет ассимиляции с черкесами, добрая половина которых должна быть признана потомками абазин".



Удаленность абазгов от русских пределов долго препятствовала установлению прочных связей с Московским государством. К тому же связи эти сильно зависели от позиции Кабарды, располагавшейся между абазинами и ближайшими русскими укреплениями.В середине XVI в., когда границы Московского государства приблизились к Кавказу, Северо-Кавказские абазги вместе с адыгами обратились к Ивану Грозному за помощью против турок и крымцев. В 1552 г. в Москву прибыли "черкесские государи князи Маащук-князь, да князь Иван Езбозлуков, да Танащук-князь бити челом, чтобы их государь пожаловал, вступился за них, и от крымского царя оборонил". В 1555 г. в Москву приезжал абазинский "Тутарык-князь, Езболуев княжий сын". В Москве он крестился и был наречен Иваном.

Примерно тогда же в Москве был крещен абазинский князь Казый сын Карданука, внук Дударука, получивший имя Василий Черкасский. В 1589 г. он был произведен в бояре, а в 1590 г. женился на дочери боярина Ивана Мстиславского. Василий Черкасский участвовал в Ливонской войне, отражении крымского нашествия 1591 г. на Москву, после этого воеводствовал на южных рубежах и в Смоленске, а в 1607 г. был убит сторонниками Лжедмитрия II.



Абазины, как и некоторые другие народы, пострадали во время Кавказской войны. В результате их выселения в Турцию в пределах Северо-Западного Кавказа осталась небольшая часть абазинского народа.


Абхазы и абазины в Османской империи. XIX век

Памятуя о его непокорности, царское правительство расселило абазгов так, чтобы в случае надобности они не смогли быстро собраться, ведь от одного абазинского аула до другого всадник мог доехать лишь за несколько часов. Впрочем, абазинская знать охотно поступала на русскую службу. Так, когда в 1861 году царь Александр II посетил Кавказ, чтобы встретиться с горцами, переводчиком при императорской особе состоял полковник абазинский князь Мамат-Гирей Лоов.

В основе бытовой культуры авазгов лежало несколько важнейших принципов — сословности, кровного родства (в прошлом молочного, или аталычного), "культ" старших (особенно старшего мужчины) и соответствующей системы сложного соподчинения, принцип гостеприимства, воинской отваги.

У абазгов не было никакого писаного кодекса, все дела решались народным судом по обычаю. Крестьяне был вправе звать своего господина на суд за обиды и за притеснения и, если господин оказывался действительно виновным, истец освобождался от его власти. Телесное наказание и смертная казнь не допускались.

Девушка Химсада и князь Лоо, конец XIX в


Знатный абазинец

С приходом советской власти на Кавказ положение абазгов практически не изменилось.


Абазины в парадной свадебной одежде, СССР.
В настоящее время абазинские аулы находятся в разных районах Северного Кавказа. Конечно, это сильно препятствует духовному и экономическому развитию абазинского народа. Впрочем, не все так плохо: за последние полтораста лет численность абазин в составе России увеличилась почти в 4 раза, достигнув 38.000 человек.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~G0oOs

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Мой новый проект
"Карлик Петра ВЕЛИКОГО"


 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru