Забытые Истории

Арчинцы

RSS
Арчинцы
Арчинцы — один из малочисленных народов Дагестана. Сами себя они называют — «арша», т.е. «выходцы с равнины», что указывает на их происхождение с территории современного северного Азербайджана.
Наука поставила арчинцев в весьма курьезное положение — по языку их часто относят к лезгинам, по национальности — к аварцам, по культуре — к аварцам, или к лакцам.

Между тем, хотя в исторических хрониках арчинцы упоминаются лишь с периода позднего средневековья, они такой же древний народ Дагестана, как и другие. Археологические исследования свидетельствуют, что здешняя территория была освоена предками арчинцев еще в эпоху ранней бронзы, на рубеже III—II тысячелетий до н.э.

Арчинцы — мусульмане-сунниты. Ислам они приняли не позднее X века. В XVIII-XIX веках арчинцы находились в зависимости от Казикумухского ханства. По народным преданиям арчинцев, их народ прежде занимал большую территорию, но в результате войн с аварцами и лакцами вынужден был уходить со своих земель, его численность сокращалась в результате битв, уводов в плен и ассимиляции. В результате последнего столкновения с аварцами арчинцы вынуждены были оставить своё главное село и свои земли, расположенные на месте современного села Читаб, уйти выше в горы на свои прежние хутора и обосновать там своё главное село Арчиб.
Исторические события времен Кавказской войны также отразились на арчинцах. Так, 24 июля 1849 года войска генерал-адъютанта Аргутинского, по свидетельству документов, направились к аулу Арчиб и «с рассветом, 25-го числа сожгли аул… Аул Шали подвергся той же участи, а хлеб на пашнях большей частью истреблен».
По данным на 1866 год, когда на Кавказе, наконец, воцарился мир, арчинцев насчитывалось всего 600 человек. Но вымирания народа удалось избежать. В настоящее время, по оценочным данным, численность арчинцев составляет примерно полторы тысячи человек.



До революции арчинцы имели одно селение — Арчиб, которое находилось довольно высоко в горах (около 2100 м над уровнем моря) и даже по дагестанским меркам представляло собой «глубинку». По прежним адатам жить в нем разрешалось только три летних месяца в году. Остальное время жили на хуторах («духхурум»), вокруг которых располагались зимовья для овец.


Арчиб

После установления советской власти, и особенно в связи с коллективизацией, Арчиб — основное селение арчинцев — обезлюдело и превратилось, по выражению современника, в «груду полуразрушенных покинутых жилищ, причудливо вырисовывавшихся своими контурами по верху гребня». К 1944 году в нем осталось всего 45 из 253 хозяйств. Остальная часть населения перешла на постоянное жительство на хутора. Последние разрослись и превратились в селения, за которыми до сих пор сохранилось название «духхурум», несмотря на то, что они крупнее селения Арчиб.


Этнографическая экспедиция Г.А. Сергеевой в Арчи (Дагестан, 1962 г.)
Материалы Г.А. Сергеевой показали сохранение локальных черт арчинской
этнической культуры, проявляющиеся в языке и бытовой сфере. В то же
время автор прослеживает в местной культуре компоненты, общие для всех
горских народов Дагестана в целом, и прежде всего для аварцев и лакцев,
являющихся ближайшими соседями арчинцев.


Подобное положение сохраняется и по сей день.

***

Арчинцы гордятся тем, что они дольше других народов сохраняют старые традиции — и это чистая правда. Местные женщины носили традиционную одежду до 1970-х годов. Сейчас в ней ходят преимущественно старожилы, но практически все арчинки признаются в своей любви к ней и охотно достают из шкафов старые наряды и серебряные украшения. До сих пор многие традиции, связанные с похоронами, свадьбой, сбором урожая сохраняются в Арчибе лучше, чем в других местах.
Хотя некоторые обычаи, скажем прямо, соблюдать тяжело. Например, если муж умрет, то вдова должна сидеть дома 40 дней. В дальнейшем она уже не имеет права снова выйти замуж и должна всю жизнь ходить в черном.
Брак без религиозного оформления считается греховным. При его заключении соблюдаются меры предосторожности от вредоносной магии. Считается, что если в момент заключения брака кто-либо из недоброжелателей завяжет узел, вынет кинжал и вложит его обратно неправильной стороной, то это может отрицательно повлиять на потенцию жениха и прочность брака вообще.



Современные свадебные обряды сохраняют традиционность. Подарки на свадьбе выставляются напоказ. Приносят их только женщины. Мужчины идут на свадьбу с тушей или с половиной туши барана (в зависимости от степени родства) или вносят определенную сумму денег.
Погребальные и поминальные обряды совершаются в строгом соответствии с предписаниями шариата.
По традиции все существенные для арчинцев решения принимаются в Арчибе. Здесь же находится и единственное кладбище арчинцев.
Арчинцы гостеприимны. Обычай гостеприимства обязывал хозяина: не сидеть, пока гость стоит, не оставлять гостя одного, а, отлучаясь, поручить заботу о нем родственнику, не спрашивать гостя о цели визита, пока сам не скажет, не справляться о времени отъезда и т.д. Гость также должен вести себя достойно.
Народный характер арчинцев основывается на понятиях «бимушур» («настоящий мужчина») и «билъоннол» («настоящая женщина»), которые служат каноном благородства, мудрости, ума, чести, совести.
До поступления в школу юный арчинец по-русски не говорит и русского языка не понимает. Впрочем, это имеет свои плюсы: по словам арчинских матерей, их дети «долго перед телевизором не держатся».
Ссылка на историю http://zaist.ru/~rk6tH

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru