Забытые Истории

Даргинцы

RSS
Даргинцы
Даргинцы живут в срединной части Дагестана. Значение их самоназвания не вполне ясно. По одной из версий, «дарго», или «даргва» — это территориальное объединение группы соседних «газиев» («борцов за веру»), стекавшихся во время владычества халифата в Дербент со всех концов исламского мира. По другой — этноним «даргинцы» происходит от «дарг» — внутренность, в противоположность внешнему. В массовом сознании народа Дарго понимается как «сердцевина даргинской земли». Стало быть, предки даргинцев считали своей отличительной чертой то, что они населяют «внутреннюю» часть Дагестана, и это должно было отличать их от жителей «внешних, наружных» земель. Высказывалось также мнение, что «дарго» является формой «дугри» — термина тюркского происхождения и означает «справедливый», «прямой», «ровный».

Первое упоминание этнонима «даргинцы» встречается в XV веке — в латинском сочинении архиепископа Иоганна де Галонифонтибуса «Libellus de notia orbis» («Книга познания мира», 1404). Их этнос сформировался на узле торговых дорог, связующих Нагорный Дагестан с внешним миром. Наверное, поэтому даргинцы — самые торговые и мастеровые среди дагестанцев. Первичными корпорациями здесь стали не военные отряды, а мастерские, которые постепенно подчинили своим интересам окружающее население. В этом смысле Даргинстан очень похож на средневековый Новгород.


Расселение даргинцев на Кавказе


Территория даргинцев обозначена голубым цветом (красным их диалектные группы)

Для даргинцев был характерен конфедеративный принцип организации. Можно сказать, что именно они первые сформулировали идею единства Дагестана в том виде, в котором он существует теперь — конфедерация больших и малых народов.


Селение Чирах

Общины даргинцев управлялись кадиями — представителями мусульманского духовенства, появившегося в Дагестане еще в начале VIII века, после похода арабского полководца Абумуслима (Масламы). Но подлинное возвышение власти кадиев наступило после того, как в 1396 г. в Горный Дагестан вторглись полчища Тимура. Особенно жестоко Тимур расправлялся с народами, не исповедовавшими ислам. По сообщению Шереф ад-дина Йезди и другого историографа, Тимура Низам ад-дина Шами, кровавая расправа была учинена войсками Тимура в Ушкудже. После его взятия завоеватели «всех тех неверных убили… из убитых сделали холмы и опустошили их область». Разграбив и разрушив Ушкудже, Тимур уничтожил и всех светских и религиозных (христианских) деятелей, выступивших против него. Зато мусульманских кадиев он возвысил, а в селении Акуша утвердил что-то вроде патриаршего престола, который должен был способствовать утверждению ислама. Отныне акушинский кадий сделался духовным, светским и военным главой Даргинстана. Власть его была наследственной, а личность считалась священной. Во время отправления им своих обязанностей простым людям не разрешалось даже смотреть в его сторону.

Кадии имелись также во всех даргинских союзах и в крупных обществах. Кадий главного селения всегда был и кадием своего союза и ему подчинялись кадии джамаатов, входивших в данный союз. Избирался кадий из числа лиц, известных своею ученостью, знанием Корана и хорошей нравственностью.

Русско-дагестанские связи развивались с XVI столетия. В 1813 году по Гюлистанскому договору между Россией и Ираном даргинцы вместе с Дагестаном вошли в состав Российской империи.
В годы Кавказской войны даргинцы официально держали вооруженный нейтралитет, дружественный по отношению к Шамилю, но в состав имамата не входили, а в борьбе против русской армии участвовали только добровольцы. Причиной тому было близкое соседство Даргинстана с занятой русскими войсками равниной, откуда к горцам поступал хлеб, и где находились тучные пастбища. Зато в восстании 1877 года даргинцы приняли самое активное участие, так как их надежды на привилегированное положение в Российской империи не оправдались.


Фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

В Гражданскую войну даргинцы первыми в Дагестане выступили на стороне большевиков, сумев нанести поражение казачьим частям Деникинской армии. Подлинное боевое братство с русским народом у даргинцев сложилось лишь в годы Великой Отечественной войны. Даргинстан оплатил нашу общую Победу жизнями 25 тысяч своих сыновей.

Даргинец Абдурахманов Зульпукар Зульпукарович родился в 1924 году.
В 1942 году ушел на фронт. Боевую закалку получил в боях под Сталинградом.
Окончил курсы младших лейтенантов.
Был дважды ранен.
27 августа 1944 года в бою за овладение деревней Орак в Молдавии его взвод
взял в плен 150 солдат и офицеров противника. В бою за деревню Орак Абдурахманов
лично уничтожил 30 фашистов, 36 захватил в плен.
3-4 октября 1944 года на болгаро-югославской границе, в боях за господствующую высоту № 499
Абдурахманов гранатами уничтожил две пулеметные точки с их расчетами.
В ноябре 1944 года в боях за село Драж группа Абдурахманова, отражая контратаки,
уничтожила до сорока вражеских солдат и офицеров.
Сражаясь за селение Драж, лейтенант Абдурахманов - командир взвода 32-го стрелкового полка -
все время находился в первых рядах наступающих и лично уничтожил из автомата 12 немецких солдат.
22 ноября 1944 года Абдурахманов, выполняя поставленную перед взводом задачу
по освобождению села Гайич, геройски погиб.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования
и проявленные мужество и героизм Абдурахманову Зульпукару Зульпукаровичу
присвоено звание Героя Советского Союза.

Однако антироссийские настроения здесь никуда не исчезли. В первой половине 1990-х гг. некоторые даргинские селения попали под влияние ваххабитов. Наибольшую поддержку они получали в так называемой Кадарской зоне в селах Каранахи, Чабаннахи, Кадар, жители которых в 1998 г. объявили себя «отдельной исламской территорией, независимой от республиканских властей». Но уже в следующем году российский суверенитет на этих территориях был восстановлен.

Будучи вторым народом по численности после аварцев (около 400 тысяч душ), даргинцы еще недавно являлись первым по значимости этносом Дагестана. Составляя всего 16% общего населения республики, даргинцы с 1990 по 2006 годы, по сути, являлись правящим кланом, поскольку пост президента Дагестана в это время занимал их земляк Магомедали Магомедов. Тем не менее неблагоприятная экономическая обстановка гнала даргинцев за пределы республики. Сегодня около 100 тысяч даргинцев проживают в других регионах России, и, к сожалению, нередко оказываются замешанными в межэтнических конфликтах

***
Впрочем, у себя на родине даргинцы, как любой другой народ, открываются прежде всего с лучшей стороны. Обычаев у даргинцев много, но самыми важными являются два: обычай гостеприимства и почитания старших. Конечно, гостеприимство в той или иной степени присуще всем народам. Но даргинцы относят его к числу величайших добродетелей. Гость в горах всегда появляется неожиданно. Но он никого не застает врасплох, потому что его ждут всегда. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом — все для гостя.

Даже если маленький ребенок нечаянно обнаруживает в доме запас конфет, то он непременно спрашивает у взрослых для кого эти конфеты: для гостей или для домашних?



У многих народов старость считается не лучшим периодом жизни. Совсем другое дело у даргинцев. Старость здесь во всех случаях жизни имеет преимущество. Старший первым говорит, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. Старику первому подают еду, его советам внимают.

Неуважение к старшим осуждается даргинским обществом. Поэтому наиболее суровым считается проклятие: «Чтоб твоя старость была никому ненужной!».



Что касается многоженства, которое дозволяет шариат, то в прошлом оно было привилегией богатых, состоятельных людей. И сегодня так называемые «новые даргинцы» тоже чаще всего многоженцы. Полигамия принимается некоторой частью молодых девушек, которые не против того, чтобы быть вторыми и третьими женами.

К природе, к животным и птицам даргинцы относятся трепетно, с любовью. Свой рассказ об этом народе я закончу одной даргинской притчей:
В одном из горных аулов случился пожар: загорелся дом. Всем аулом, кто в чем, кто чем, таскали воду из единственного родника и тушили пожар. Вдруг заметили, как ласточка летит к роднику, набирает в клюв капли воды, прилетает к дому, который горит, и, капнув свои капли, летит за следующей порцией воды. Люди спросили ее:
— Весь аул таскает воду и не может потушить огонь. Что сделают твои капельки?
— В этом доме мое гнездо. Кроме того, каждое утро хозяин слушал мои песни, – ответила ласточка и полетела за новыми каплями.


* Житель сибирского Приаргунска рассказывает: «У нас в поселке живут 20 национальностей — буряты, татары, армяне, киргизы, азербайджанцы… Но проблемы почему-то только с даргинцами. Они впервые появились здесь в начале девяностых, когда с нашей территории сняли статус пограничной зоны. Сначала вели себя тихо, но как только их стало много, начали наглеть.
Приторговывают спиртом, наркотиками, на улицах ведут себя вызывающе. Чуть что – сбиваются в стаи и начинают диктовать всем свои законы. У этих даргинцев какое то врожденное чувство превосходства над остальными, они считают себя голубой кровью, наверное. Понятия общей справедливости для них не существует. То, что хорошо для даргинцев, справедливо. Что нехорошо — несправедливо. Им все время кажется, что их притесняют, хотя сами уже весь рынок оккупировали. Вон, китайцев даже выперли».
>назад
http://zapravdu.ru/content/view/124/1/1/3
Ссылка на историю http://zaist.ru/~T4GS7

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru