Забытые Истории

Шапсуги

RSS
Шапсуги
На черноморском побережье Кавказа, в районе Сочи, проживает малочисленный народ  шапсуги, принадлежащий к абхазо-адыгской этнической группе. Шапсугов сегодня около 15.000 человек. Но ещё сравнительно недавно, в первой половине XIX века, шапсуги были одним из крупных этносов Западного Кавказа. Наряду с абазами и натухайцами они составляли до 2/3 общей численности адыгов.Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо.








Старинный шапсугский дом

Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства. В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».

Шапсуги жили большими семьями, насчитывавшими, как правило, больше двадцати человек. В некоторых семьях количество членов превышало сто человек. Все они вели общее хозяйство.

В честь рождения ребенка устраивался праздник  день совершения обряда укладывания младенца в колыбель. В этот день ему давали имя. Его мог назвать первый человек, вошедший в дом. Обязательно еще давали второе, обманное прозвище, чтобы отвлекать внимание злых духов от настоящего имени. Его также давали, когда ребенок часто болел.

Девушки не прятали лица и могли появляться в любом обществе, вступать в разговор со старшими. До замужества они не работали по хозяйству.

С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ стал добиваться упразднения дворянских привилегий и своеволия.

Решающие события произошли в 1790-х годах. Дворяне Шеретлуковы ограбили проезжих торговцев, которые находились под покровительством одного общества. Народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество. Шеретлуковы решили кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь 300 казаков при 1 пушке. В 1796 г. бзедухи, с русской подмогой одержали над шепсугами победу на берегах Бзиюкозауо.
Кровопролитие, однако, продолжалось ещё долго. Наконец, Шеретлуковы помирились с народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу. Права дворян были  ограничены, хотя некоторые почётные отличия всё же сохранились: например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за свободного шапсуга — 28. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя крепостное иго. Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие — в Россию.

Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых и во время полувековой Кавказской войны оказали яростное сопротивление русским войскам. Этому способствовало то обстоятельство, что в начале XIX в. шапсуги приняли ислам суннитского толка. Сосланный на Кавказ декабрист А.А.Бестужев-Марлинский писал о них: "…Я видел много горцев в бою, но признаться лучше шапсугов не видал; они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду…Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно".

Знаменитый "лев черкесов" Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил М.Ю. Лермонтову прообразом Казбича в повести "Бэла".

Весной 1864 года в глухом урочище Гбаада (где ныне находится популярный курорт Красная поляна), была поставлена точка в кровопролитной бойне. Боевые части русской армии с развернутыми знаменами прошли парадом перед главнокомандующим Кавказской армии великим князем Михаилом Николаевичем. Очевидец, полковник Семен Исадзе так описывал этот заключительный эпизод Кавказской войны: «Осмотрев войска, Великий князь направился к собравшимся черкесским старшинам. Все они от имени своего народа заявили безусловную покорность и готовность подчиняться всем приказаниям, с единственной просьбой  дать им возможность переселиться в Турцию, как страну ближе им известную, нежели те земли, которые предназначены были для выдворения на Кубани. Великий князь ответил, что земли их назначаются для поселения русских, что согласен на их просьбы и дает им месяц сроку для того, чтобы они могли приготовиться к переселению и выйти со своими семействами».

За этим последовал трагический исход шапсугов в Турцию. По различным данным численность эмигрантов составила от
150.000 до 300.000 человек. На родине осталось не более двух тысяч человек.


Шапсугская семья из долины реки Аше. 1916 г.

Сегодня шапсуги проживают в нескольких бедных аулах. Таков, например, аул Большой Кичмай в 40 километрах от Сочи.

В центре аула старый, заколоченный, сейчас уже никому ненужный колодец. Тут же за невысоким забором сельская школа. Во дворе бюст односельчанину  Герою Советского Союза Айдамиру Ачмизову и установленная пять лет назад стела памяти жертв кавказской войны.



До 1927 г. шапсуги использовали арабский алфавит, с 1927 по 1938 г. - перешли на латиницу. Ныне причерноморские шапсуги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, имеющего свою письменность на основе русской графики. Особенность 
шапсугского диалекта состоит в том ,что если в современном адыгейском языке число звуков составляет 67, то в шапсугском диалекте оно доходит до 88.

С 1924 по 1940 год на территории Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского Края существовал Шапсугский национальный район, где шапсуги составляли 60% населения.

Пять лет назад постановлением правительства Российской Федерации шапсуги включены в единый перечень коренных малочисленных народов. В бюджете Краснодарского края вот уже несколько лет отдельной строкой выделяются средства на национально-культурные и социально-экономическое развитие шапсугов.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~olRNQ

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru