Забытые Истории

Калмыки

RSS
Калмыки
1.

Калмыки принадлежат к монголоидной расе. Их предками были западные монголы-ойраты, которые до XIII века обитали в Прибайкалье и верховьях Енисея.

Название калмыков происходит от тюркского слова «калмак»  «остаток». По одной из версий так называли ойратов, не принявших ислам.

В русских официальных документах этноним калмыки появился с конца XVI века, а спустя два столетия им стали пользоваться и сами калмыки.

Несколько столетий калмыки доставляли немало беспокойства своим соседям. В борьбе с ними прошла молодость Тамерлана. Но затем калмыцкая орда ослабела. В 1608 году калмыки обратилось к царю Василию Шуйскому с просьбой о выделении мест для кочевания и защиты от казахских и ногайских ханов. По приблизительным подсчётам, русское подданство приняло 270 тыс. кочевников.

Для их поселения сначала в западной Сибири, а затем в низовьях Волги было образовано первое государство калмыков  Калмыцкое ханство. Калмыцкая конница приняла участие во многих походах русской армии, в частности в Полтавской битве.

В 1771 году около 150 тысяч калмыков ушло на родину, в Джунгарию. Большая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, а его территория включена в Астраханскую губернию.

В годы Октябрьской революции и гражданской войны калмыки оказались разделены на 2 лагеря: часть их приняла новый строй, другие же (особенно калмыки Области Войска Донского) встали в ряды Белой Армии и после её разгрома ушли в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США и некоторых странах Европы.

Воссоздание калмыцкой государственности произошло в 1920 году, когда была образована Калмыцкая Автономная область, преобразованная затем в Калмыцкую АССР.

Принудительная коллективизация в Калмыкии привела к резкому обнищанию населения. В результате политики "раскулачивания" и последующем голоде погибло большое число калмыков. Бедствия голода сопровождались попыткой ликвидации духовных традиций калмыков.

Поэтому в 1942 г. калмыки оказали массовую поддержку немецко-фашистским войскам. В составе вермахта был сформирован Калмыцкий Кавалерийский корпус численностью около 3000 сабель. Позднее, когда Власов основал Комитет освобождения народов России (КОНР), кроме русских к нему примкнула только одна этническая группа  калмыки.

 
Калмыки в вермахте

В 1943 году Калмыцкая АССР была ликвидирована, а калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, продлившейся более 13 лет.

Вскоре после смерти Сталина Калмыкская автономия была восстановлена, и значительная часть калмыков вернулась на прежние места проживания.

Перед революцией в Российской империи насчитывалось около 190 тысяч калмыков. В СССР их количество уменьшилось до 130 тысяч в 1939 г.. и 106 тысяч  в 1959 г. По данным переписи 2002 года в России проживает 178 тыс. калмыков. Это самый «молодой» этнос Европы и единственный монгольский народ, живущий в ее пределах.

2.

Калмыки издревле вели кочевую жизнь. Свою степь они признавали общим владением улусов. Каждый калмык обязан был кочевать со своим родом. Направление путей регулировалось колодцами. Объявление о снятии кочевья делалось особым знаком  воткнутой вблизи княжеской ставки пикой.

Источником благосостояния калмыков был скот. Тот, у кого погибло стадо, превращался в «байгуша», или «убогого». Эти «убогие» снискивали себе пропитание, нанимаясь главным образом в рыболовные ватаги и артели.

Женились калмыки не ранее того возраста, когда парень оказывался способен самостоятельно пасти табун. Свадьба совершалась в кочевье невесты, но в юрте жениха. По окончании свадебных торжеств молодые перекочевывают в кочевье новобрачного. Согласно традиции муж всегда был волен возвратить жену ее родителям. Обычно это не вызывало никакого неудовольствия, если только муж честно возвращал назад вместе с женой и ее приданое.

Религиозные обряды калмыков представляют смесь шаманских и буддийских верований. Тела покойников калмыки обыкновенно выбрасывали в степь в безлюдном месте. Только в конце XIX века, по требованию русских властей, они начали закапывать мертвецов в землю. Тела умерших князей и лам обыкновенно сжигались при исполнении многочисленных религиозных обрядов.

Калмык никогда не скажет просто: красивая женщина, ибо в Калмыкии знают четыре типа женской красоты.

Первый называется «эрюн шагшавдта эм». Это женщина, обладающая нравственным совершенством. Калмыки считали, что добрые мысли и чувства, чистое состояние души отражаются на состоянии человеческого организма. Поэтому женщина с чистой нравственностью могла лечить людей, исцелять многие недуги.

Второй тип  «нюдндян халта, нююртян герлта эм», или буквально – женщина «с огнем в глазах, с сиянием в лице». Пушкин, проезжая по калмыцкой степи, по видимому встретил именно этот тип калмыцких чаровниц. Вспомним слова поэта об этой калмычке:



…Ровно полчаса,
Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса.


  Третий тип  «кёвлюнг эм», или физически красивая женщина.  

И наконец, четвертый тип  «нойхн», женщина, умеющая красиво и нарядно одеваться..  
Аргунов И.П. Портрет калмычки Аннушки

Эта классификация лишний раз подтверждает ту безусловную истину, что некрасивых женщин практически не существует.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~17nVv

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Мой новый проект
"Карлик Петра ВЕЛИКОГО"


 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru