Забытые Истории

Карелы

RSS
Карелы
1.

Предками карел были финно-угорские племена Юго-Восточной Финляндии. На исходе 1 тысячелетия н.э. они продвинулись на территорию современной Карелии, где постепенно ассимилировали здешних вепсов и саамов.

Общее самоназвание всех карел  карьялайзет. При этом приладожские карелы называют себя лигвиляйне, ливвикёй, а прионежские — людилайне, людикёй. Название Карелия скорее всего происходит от слова «карья»  скот, так как древние карелы были скотоводами.

В Древней Руси карел называли несколько иначе  корела. Впервые корела упоминается в новгородской берестяной грамоте № 590, датируемой 1066 годом. Это название в русском языке просуществовало до ХIХ века.


Берестяная грамота №590 "Литва встала на Корелу"
На протяжении всего средневековья за земли карел шли затяжные войны между Швецией и Великим Новгородом. С конца XV века на смену новгородцам пришло Московское государство. В результате этих войн значительная часть Карелии оказалась в составе Швеции. Русские карелы были обращены в православие, шведские карелы — в католицизм, а затем в лютеранство. Ко второй половине XVII века все православные карелы ушли с Карельского перешейка. Их исход осуществлялся через земли Тихвинского монастыря, где образовался, как сейчас бы сказали, «гуманитарный коридор».

В России карелам отвели для жительства земли на территории современной Тверской области в бассейнах рек Мологи и Медведицы. Часть переселенцев осела в Новгородской губернии под городом Боровичи и на Валдае. Эти земли были выбраны не случайно, в период Смутного времени они сильно запустели, поэтому карелы стали здесь преобладающим населением. К началу ХХ века число карел в Тверской губернии превышало число их соплеменников в Архангельской и Олонецкой губерниях.

На новой родине карелы остались верны своим традиционным занятиям земледельцев и скотоводов. От окружающего русского населения они отличались упрямым характером и особой приверженностью к православию
Поселения карел в Тверской области
(голубой цвет)


После революции 1917 года в России была создана карельская национально-государственная автономия. В 1940 году её преобразовали в 16-ю республику в составе СССР  Карело-Финскую, но после смерти Сталина вновь понизили до автономии.


Карело-Финская ССР, 1940 год

Сегодня в России проживает около 93 тысяч карел.

2.

Карелы принадлежат к тому типу финно-угорских народов, который характеризуется минимальной монголоидной примесью.

  Российский этнограф XIX века Георгиевский так описывал внешность и нравы карел: «Карел среднего роста, среднего сложения, волосы чаще встречаются русые… Глаза серые, синие, редко черные; нос толстый, «картофелиной», борода и усы, большей частью, не важные… С шарфом или платком на шее карел не расстается, на улице ли, в избе – шарф на шее. Летом редко встретишь мужика, у которого были бы одеты штаны. Ссылаясь на «жарко», поголовно все бродят в подштанниках… Девочки, женщины часто тоже ходят в одних рубахах. Говорят карелы почему-то очень громко, и непривычного человека этот крик просто поражает, - думаешь, спорят. Вслушиваешься, говорят мирно, или что-нибудь рассказывают».

По другим наблюдениям, у карел сильно развита сметливость, предприимчивость, чувство собственного достоинства. Они чрезвычайно упорны.

В отличие от русских, карелы ставили свои дома прямо на землю, не делая никакого фундамента, или на столбах. Через 2-3 месяца такой дом начинал кланяться прохожим.



Карельская письменность была создана только в 1980-х годах. Поэтому духовная культура карел запечатлелась в устном поэтическом творчестве. Карельский эпос «Калевала» считается одним из наиболее архаичных в мировом фольклоре. Он насчитывает 22 795 стихов  их пели в сопровождении игры на щипковом инструменте кантеле. Калевала  это имя эпической страны, где живет мудрый Вяйнямёйнен, который добывает для своего народа волшебную мельницу Сампо, приносящую богатство и счастье. Сегодня «Калевала» переведена более чем на 100 языков народов мира.

Массовое крещение карел состоялось в 1227 году по приказу отца Александра Невского, князя Ярослава Всеволодовича. Православие довольно бережно отнеслось к традициям карел. Достаточно сказать, что «Калевала» сохранилась именно у русских карел, а не у финских, принявших сначала католицизм, а затем лютеранство.

Самым популярным святым у карел является Никола Угодник. Его чудотворная икона из Николо-Теребенской пустыни стала подлинной национальной святыней, объединяющей карельский народ.

 
Ссылка на историю http://zaist.ru/~UJPEK

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Мой новый проект
"Карлик Петра ВЕЛИКОГО"


 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru