Забытые Истории

Водь, вожане

RSS
Водь, вожане
Финно-угорский народ водь — это древнейшие обитатели берегов реки Нарова, Чудского озера и Ижорского плато. Относятся к беломорско-балтийской расе. В русских летописях они известны также как вожане (первое упоминание в древнем новгородском "Уставе о мостех", приписываемом Ярославу Мудрому, в летописи под 1069 г.). На водском языке их самоназвание звучит как вяддя, или вадьялайн.










Самые ранние археологические находки, которые можно соотнести с жизнедеятельностью предков водского народа, восходят к IV - VII вв. Согласно наиболее распространенной точке зрения, предками води были переселившиеся к востоку от реки Нарвы северные эстонцы, которые в продолжение I тыс. н. э. стали отдельным народом. По другой гипотезе, водский народ сформировался из местного населения эпохи неолита и раннего железного века, которое как в этническом, так и в лингвистическом отношении находилось в более близком родстве с жившими западнее эстонскими племенами.

Земля вожан не позднее XI века вошла в состав Новгородской республики в качестве отдельной территориально-административной единицы — Водской пятины.


Водская пятина (см. земли, прилегающие к Ладожскому озеру с севера и юга)

У вожан в древнем Новгороде был свой «конец» (район, как мы бы сказали), где археологи нашли несколько берестяных грамот на родственном водскому карельском языке, написанных кириллицей, задолго до того, как просветитель Микаэль Агрикола дал письменность финнам.



С XIII в. водь вместе с новгородцами храбро сражалась против шведских и немецких рыцарей-крестоносцев. В 1384 году на Водской земле новгородцы “поставиша городок каменный на реке Луге — Яму (Ям-Ямбург — нынешний Кингисепп).



После основания Санкт-Петербурга (1703 г.) большое количество местной води выслали в Казань.


Праздничный мужской кафтан води
Вожане славились как люди сноровистые и хваткие. Один исследователь XVIII века писал, что их мужчины «доказывают весьма острый разум, скорое понятие и сильную к войнам охоту, и помятуют всегда древность свою и силу. … Вспоминают с восхищением, что предки их были бранноохотны и храбры. Женщины все вообще красивы, имеют весёлый, приятный и заманчивый взгляд; росту они хорошего, волосы почти у всех светло-русые, тело имеют здоровое, нежное, белое и чистое; в убранстве своём красивы и от множества бисеров и звонков делают великий шум, когда идут». А в целом, «водский народ — крепкий, добросовестный и очень работящий, большая часть его не только живет в достатке, но среди них есть даже довольно состоятельные по их меркам люди».

Пережитки язычества сохранялись в водских деревнях на проятжении всего Средневековья. В 1534 году, архиепископ новгородский Макарий уведомлял великого князя Ивана Васильевича, что в Водской пятине имеются еще «скверные молбища идолские». Великий князь в ответ приказал «прелесь ону искоренить». В течение последующих столетий вожане усвоили православие весьма основательно. Как отмечали этнографы, вожанин даже не хочет, чтобы в его семье был человек не его веры. Поэтому он никогда не возьмёт невестку-финку: как бы сильно сын не любил финскую девушку, старшие не дадут ему воли женится.






Брачный возраст наступал у юношей в 15, а у девушек — в 14 лет. О желании жениться парень в первую очередь сообщал священнику, чтобы узнать, позволяет ли ему степень родства взять избранную им невесту. Затем жених сватал девушку без ведома родителей. Священник обручал молодых и после этого сам объявлял о свадьбе. Узнав об обручении, мать невесты поднимала шум в доме, хватала невесту за косу и держала ее до тех пор, пока жених не обрезал ей волосы. Затем мать отдавала жениху волосы дочери и говорила: «Возьми косу вместе с головой, будь ее господином, а она да будет твоей рабой». После этого созывали соседей и родственников, которые провожали молодых в церковь на венчание по православному обряду. По приезде в дом супруга невесту встречала его сестра или другая незамужняя женщина. Она вводила молодую в избу и ставила ее у дверей с правой стороны, а сама вставала с левой. Новобрачная должна была постоянно кланяться до захода солнца. Когда молодая от усталости падала в обморок, девушки брали ее под руки, уводили в спальню и укладывали на постель. После этого приходил муж и «выкупал» постель – одаривал девушек гостинцами. Свадебное гуляние продолжалось два дня.










Карта водских деревень. Конец XIX века
В результате многочисленных войн, моровых поветрий, неурожаев численность вожан неуклонно сокращалась:

1848 — 5148 чел.
1917 — прибл. 1000 чел.
1926 — 705 чел.
1942 — 300-500 чел.
1959 — прибл. 50 чел. (владеют родным языком — 70%)
1982 — 66 чел.
1989 — 62 чел. (владеют родным языком — 50%)

Среди них бытовала поговорока: «Земля и деревья будут, а нас не будет». Многие напасти случались, возможно, оттого, что вожане – безотказные люди: в их древнем языке нет слова «нет». Отсутствует в нем и будущее время глаголов.

Сейчас в России насчитывается 73 вожанина. Они компактно проживают в двух деревнях — Краколье и Лужицы Кингисеппского района Ленинградской области.



В 2009 году ЮНЕСКО включила Водский язык в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся в критическом состоянии».


Водская символика

Тем не менее, народ водь не умер и не ассимилировался с другими окончательно. Оставшиеся вожане разговаривают на родном языке, поддерживают все культурные традиции предков. И, естественно, поют: каждый год в Лужицах проходит фольклорный праздник водской песни.


Ссылка на историю http://zaist.ru/~5W3Ip

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Мой новый проект
"Карлик Петра ВЕЛИКОГО"


 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru