Забытые Истории

Коми

RSS
Коми
Самоназвание этого народа звучит как коми морт — «коми человек», во множественном числе — коми войтыр («коми народ»). Но под этим общим названием скрываются две большие этнографические группы: коми-пермяки и коми-зыряне.

Уже в Х-XI веках коми-пермяки, обитавшие по Северной Двине, Пинеге и Вычегде платили дань Великому Новгороду. С 1178 года они попали под власть владимирских князей, а в XIV веке эти земли перешли под руку князей московских.


Страницы учебного пособия "История коми-пермяцкого народа"

В 1379 году начал свою просветительскую деятельность апостол коми, уроженец Великого Устюга святой Стефан Пермский.


Святой Стефан Пермский с житием.
Конец XVI в. Сольвычегодский музей

Святитель Стефан Пермский по дороге в Москву

Его особой заслугой является создание коми азбуки (зырянская азбука) на основе славянского и греческого письма.

Примерно тогда же в орбиту русского влияния вовлекаются коми-зыряне.

Первая нефтяная вышка на р. Ухта, 1929 г.

По площади Республика Коми одно из самых больших национально-государственных образований в Российской Федерации. До середины ХХ века она оставалась одним из самых малонаселенных мест Европы, а значительную долю населения составляли зэки.


Один из трудовых лагерей под Воркутой, 1955 год. Фото с сайта sovunion.info.
Воркута. — Почему Воркута? — А я там сидел ("Джентельмены удачи")



Коми-зыряне

Коми-пермяки

При Иване Грозном и последующих царях коми вместе с русскими переселенцами активно осваивали Урал и Сибирь. Расширение этнической территории на Севере продолжалось вплоть до конца 19 века, хотя четкой границы все-таки не сложилось. Так, северные коми стали частично обитать на одной территории с ненцами.

В дореволюционное время численность коми увеличилось в три-четыре раза, достигнув 153 000 человек.

В 1921 году была образована Автономная область Коми, преобразованная затем в автономную республику, а с 1992 года – в Республику Коми.




Да и сегодня плотность населения там крайне низкая — всего 3 человека на квадратный километр. Общая численность населения достигает миллиона двухсот шестидесяти тысяч. Около 20% из них — коми. Но на родном языке говорит лишь каждый второй.

Немногие коми выступают за то, чтобы богатства их земли принадлежали исключительно коренному народу – с этим согласно всего 19% коми. Большинство же русских и коми считают, что оба эти народа являются единым, неделимым населением республики. Поэтому никаких серьезных национальных трений в республике Коми нет.

***

Плато Манипипунёр в истоках Печоры

014.jpg
Орнамент коми

Бронза, литье 15,7 х 7,5 см . пос. Курган Чердынский р-на Пермской обл.
Культура коми представляет собой результат слияния культур различных народов — вепсов, древних марийцев, обских угров, и, конечно, русских.

Как охотничий народ древние коми обожествляли лес и воду. У них не было понятия матери-земли, зато было понятие «вэр-ва», т.е. лес-вода. И сегодня еще в некоторых районах Коми принято при входе в лес обращаться: «Вэр-ва матушка, вэр-ва батюшка, дай мне твоих даров».



Этот сидящий в темнице Спаситель из д. Усть-Косьва (XVIII в)
одет вместо багряницы в национальную пермяцкую одежду

синёный шабур.

Преобладающее влияние русской культуры стало заметным после того, как в 1383 году была создана Пермская епархия во главе с просветителем коми святым Стефаном Пермским, который составил первый коми алфавит и перевел на язык коми ряд церковных текстов. Впрочем, впоследствии созданная Стефаном Пермским письменность была почти полностью утрачена. Достаточно многочисленная литератуpa на коми языке, издаваемая в дореволюционной России, печаталась на основе русского алфавита, без единых принципов письма. В 1932—35 годах письменность коми временно перевели на латинскую графическую основу. И, наконец, в конце 30-х годов был принят современный алфавит на русской основе.


При патриархе Никоне коми, как и всё население Русского Севера, оказались вовлечены в церковный раскол. С этого времени среди них очень распространено старообрядчество.


Богородица. Хранится в Вильнюсе

К XIX веку коми настолько ассимилировались, что, согласно донесениям местных властей, «их различие состоит только в языке», а в остальном они почти не отличаются от коренных русских: «живут деревнями наподобие русских крестьян, исповедуют Греко-российскую веру», «в образе жизни, обычаях и хозяйстве похожи на русских крестьян».



Действительно, сегодня деревни коми практически неотличимы от русских. Даже поют в них те же частушки, да еще элегические песни-раздумья, песни-воспоминания о прошедшей молодости.


Коми деревня. 1971. Линогравюра.


Впрочем, одно отличие все-таки есть: деревенские поселения Коми полны ребятни. За последние 20 лет у коренных жителей Республики Коми поменялись установки на число детей в семье. Многодетность в моде. И русским было бы весьма неплохо взять в этом с коми пример.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~wRocC

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru