Забытые Истории

Тофалары

RSS
Тофалары
Тофалары, или тофы — горные жители. Их ареал обитания — северо-восточные склоны Восточных Саян в Прибайкалье. Это так называемая Тофалария — таежная местность, расположенная на высоте две с половиной тысячи метров над уровнем моря. До 1934 года тофалары официально именовались карагасами — «черными гусями», по их племенному тотему. А «тофа» означает попросту «человек».

В старинных китайских летописях рассказывается, что тюркское племя тофов делилось на 5 родов. Во главе каждого рода стоял выборный старейшина, который избирался мужским населением на три года. Все пять родов были подчинены «олугбану», т.е. «Великой голове», — общеплеменному вождю, тоже лицу выборному.

Тофы с древних времён являлись данниками монголов и бурят.

Тофалария выделена зеленым цветом

Начало соприкосновению русских с тофами было положено в 1654 году, когда красноярский воевода Андрей Бунаков попытался обложить их данью. Первый ясак с тофов был невелик — всего 8 соболей. Впоследствии тофы платили ясак соболями и белками, а также деньгами, которые с них до 1917 года взимали в размере 4 рублей 29 копеек золотом.

В конце XVII века тофов насчитывалось всего около 350 человек. Спустя столетие им удалось поднять свою численность до тысячи. Но тяжёлые условия жизни, частые эпидемии вызывали большую смертность среди тофов, и к 1914 году их число сократилось до 498 человек.

Во время коллективизации тофалары были принудительно переведены на оседлый образ жизни, произошла коренная перестройка их хозяйства и быта. Для них были построены три села —Адыгжер, Нерха и Верхняя Гутара. Это как раз то место, куда, как в известной песне, «только самолетом можно долететь». А связаться только по рации.

В советское время школьное преподавание среди тофаларов было организовано только на русском языке. Это привело к тому, что к настоящему времени свободно владеют родным языком лишь 2 % тофаларов. Зато численность их вновь растет. Сегодня тофаларов насчитывается 654 человек. И все равно они остаются самым одним из самых малочисленных народов России.

***
Среди многочисленных народов, населяющих Сибирь, небольшое племя тофаларов представляет как бы реликтовую культуру. Живя на широте Киева, Варшавы, Берлина и Лондона, они со всех сторон окружены высокогорной тундрой Восточных Саян.



Оленеводство и охота — исконные занятия тофаларов. Они прекрасные следопыты и собиратели целебных трав. Умение читать книгу тайги передается из поколения в поколение.



Традиционные условия жизни тофаларов были очень тяжёлые. Жили они в конических чумах, сделанных из жердей, которые зимой обтягивались шкурами животных, а летом берестой. Работа по сборке чума была возложена на женщину.

Долго в одной юрте не жили. Например, летом через неделю земля уже вся стаптывалась, становилось грязно и юрту переносили на новое место. В этом смысле тофалары — чистюли.



Тофаларские дети росли на оленьем молоке. Летом и осенью свежее пили, а зимой мёрзлое ели. Готовили его так. Если какого-нибудь зверя добудут, внутренности его женщины вымоют, высушат. А осенью размочат эти кишки, и у них получались большие мешки, куда наливали оленье молоко. Осенью молоко у оленихи густое, вкусное, полезное.
Когда приходила зима, тофалары эти мешки с молоком рубили топором и давали ребёнку.


Женский чехол для трубки
Питание взрослых тоже было плохое. Из-за постоянных перекочевок продукты впрок не заготовлялись (исключение составляет зеленый чай, который, подсоленным, тофалары пьют круглый год). Постоянное недоедание ослабляло иммунитет. Тофы очень часто болели оспой, гриппом, лёгочными заболеваниями и болезнями желудка.

Основной формой религии тофов до прихода русских был шаманизм с той особенностью, что у них шаманами могли быть как мужчины, так и женщины.


Шаман и шаманский костюм

В XVIII-XIX веках среди тофаларов распространилось православие. Раз в год на племенном собрании приезжие священники освящали браки и проводили отпевание.

011.jpg
Традиционное хозяйство тофаларов с большим трудом приспосабливается к современным рыночным отношениям. Из-за браконьерства резко сократилась добыча пушного зверя. Если раньше охотник за сезон добывал от 300 до 500 белок и до 50 соболей, то теперь ему удается сдать не более 40-50 шкурок белки и 2-3 — соболя. Да и те заезжие коммерсанты скупают за бесценок. Лишь сохранение древних обычаев взаимопомощи облегчает положение наиболее бедных семей.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~vJlTN

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru