Забытые Истории

Князь анархистов

RSS
Князь анархистов

В Германии существовала школа писателей, которая
смешивала государство с обществом, которая не могла
представить себе общества без государственного
подавления личной и местной свободы, отсюда и возникает
обычное обвинение анархистов в том, что они хотят разрушить
общество и государство и проповедуют возвращение к вечной
войне каждого со всеми. Но государство — лишь одна из форм,
которые принимало общество в течение своей истории.


Кропоткин П. А. «Государство и его роль в истории»


Словосочетание «князь-анархист» звучит, по меньшей мере, глупо. Однако глупцом Петра Алексеевича Кропоткина никак не назовешь. Это был один из образованнейших людей России, человек энциклопедических знаний, внесший значительный вклад в географию, геологию, биологию, философию, политэкономию, историю, литературу. Ну, и в русскую революцию, конечно.

Одним из основоположников анархизма его сделала, увы, сама российская действительность.

Пётр Алексеевич Кропоткин родился 9 декабря 1842 года в Москве. Он происходил из древнего княжеского рода, который вел свою историю от Рюриковичей. По линии матери он был внуком героя войны 1812 года генерала Сулимы, потомка вольнолюбивых запорожских казаков. Отец Кропоткина, Алексей Петрович, - отставной офицер, владел имениями в трех губерниях и более чем тысячью крепостных. Мать, Екатерина Николаевна, умерла, когда мальчику было три с половиной года.

В автобиографических «Записках революционера» Кропоткин вспоминает, какое впечатление произвела на него в детстве физическая расправа с дворовым, произведенная по приказу отца. Движимый чувством сострадания к подневольному человеку, ребенок бросился к истязуемому, чтобы поцеловать его руку. Но тот отстранил мальчика со словами: «Небось, когда вырастешь, и ты такой же будешь?». Маленький Петр произнес в ответ, словно клятву: «Нет, нет, никогда!».

Окончив Пажеский корпус, юный Петр Кропоткин, как лучший ученик, был зачислен в камерпажи самого государя императора Александра II. Однако вместо того, чтобы полировать дворцовый паркет, юноша вскоре отпросился на военную службу. Да не куда-нибудь в Генштаб, а на самый край света — в Амурское казачье войско.

В Сибири Кропоткин с увлечением исследовал Дальний Восток и полярные области, занимался в самых разнообразных правительственных комиссиях, в том числе и по расследованию злоупотреблений местных властей. Вот тогда-то он и проникся мыслью о том, что родоначальником всех российских бед является чиновник, то есть государственная власть. А вывод из этого наблюдения для человека логически мыслящего напрашивался сам собой. Впоследствии Петр Алексеевич вспоминал, что в Сибири он утратил всякую веру в государственную дисциплину и был полностью подготовлен к тому, чтобы сделаться анархистом.

Кропоткин внёс выдающийся вклад в геологические и географические науки. 21 марта 1874 года он сделал сенсационный доклад в Географическом обществе о существовании в прошлом ледниковой эпохи. А на следующий день он был арестован за принадлежность к тайному революционному кружку «чайковцев» и заключен в Петропавловскую крепость. Но ученый вес Кропоткина был уже столь велик, что ему, по личному распоряжению царя, были предоставлены перо и бумага. В тюрьме Петр Алексеевич написал свои знаменитые «Исследования о ледниковом периоде», в которых заложил основу теории четвертичных оледенений и ввел термин «вечная мерзлота».

С именем Кропоткина связано одно из направлений в развитии эволюционной теории Чарльза Дарвина. Кропоткин пришел к выводу, что для процесса эволюции гораздо более важным моментом является не борьба видов, а внутривидовая солидарность. Человек действует на основе закона о взаимной помощи, хотя и не осознает это. Когда он видит горящий дом и хватает ведро с водой, чтобы погасить пламя, то руководствуется отнюдь не любовью к хозяину, которого может и не знать, а инстинктом общечеловеческой солидарности, общительности.

Впрочем, его окончательное превращение в крупнейшего теоретика анархизма произошло позже, в лондонской эмиграции, которая длилась ни много ни мало 40 лет.

«Кропоткин,— вспоминал современник,— был всегда завален работой: писал для разных учёных органов, переводил для наших ежемесячных журналов с иностранных языков, которых знал множество; но более всего времени отнимали у него, кроме издаваемого им французского листка, частые выступления на анархических собраниях. Он считался выдающимся оратором. Действительно, Кропоткин обладал всеми качествами, необходимыми для влияния на массы: привлекательной внешностью, страстностью, пламенностью, хорошим голосом и дикцией. По всесторонности развития он, несомненно, стоял значительно выше всех тогдашних последователей Бакунина, не исключая и Реклю… Решительно все, как русские, так и иностранцы, относились к нему с большим уважением и симпатией». (Л. Г. Дейч. «Русская революционная эмиграция 70-х годов»)

Как ученый-естествоиспытатель Кропоткин стремился поставить разработку теории анархизма на научную основу. Для него анархизм не просто идеал свободного безгосударственного общественного устройства, а целая натурфилософия, которая воспринимает человека как часть органического мира. Метод познания Кропоткина основан на единстве всего живого на земле и общем для всех законе взаимной помощи и солидарности. Общественным идеалом Кропоткина был анархический (безгосударственный) коммунизм, в котором революционным путём (социальная революция) будет полностью ликвидирована частная собственность.

В феврале 1917 году убеленный сединами идеалист устремился в революционную Россию, как мотылек на огонь. Он ответил отказом на предложение Керенского стать министром. Петр Алексеевич заявил, что считает «ремесло чистильщика сапог более честным и полезным». Он также отказался от ежегодной пенсии в 10 тысяч рублей, предложенной ему Временным правительством. Эти поступки были вызваны его глубоким разочарованием Февралем и встречей с российскими анархистами, «грубыми развязными молодыми людьми, принявшими за основу принцип вседозволенности».

Будучи убеждённым противником любой формы государственной власти, Кропоткин не принимал идею диктатуры пролетариата. В письмах к В. И. Ленину он осудил красный террор и особенно потрясшее его введение большевиками института заложничества. Подобные акции Петр Алексеевич назвал недостойными руководителей социальной революции.

Однако стране Советов были не нужны советы моралистов, как и сами моралисты. Кропоткин кончил свои дни, сломленный голодом, холодом и цингой. После него осталась рукопись, озаглавленная «Об этикe», над которой он работал последние вечера своей жизни.

«Можно ли придумать что-нибудь страшнeе? — изумляется в своих воспоминаниях Иван Алексеевич Бунин. — Чуть ни вся жизнь человeка была ухлопана на революционные мечты, на грезы об анархическом раe, — это среди нас-то, существ, еще не совсeм твердо научившихся ходить на задних лапах! — и кончилась смертью в холодe, в голодe, при дымной лучинe, среди наконец-то осуществившейся революции, над рукописью о человeческой этике».

Умер Кропоткин в Дмитрове 8 февраля 1921 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его имя носит станция московского метро. Не думаю, что она нуждается в переименовании.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~yZcZx

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru