Забытые Истории

Николай Бердяев — философ свободы

RSS
Николай Бердяев — философ свободы
Свободу нельзя обрести или вырастить в себе, человек впитывает ее с молоком матери. О своем детстве Николай Александрович вспоминал с большой теплотой: «Я пользовался большой свободой и независимостью, которую очень активно отстаивал. Родители меня никогда не стесняли и не насиловали. Я не помню, чтобы меня когда-либо наказывали».

Николай Бердяев родился в 1874 г в Киеве в старинной дворянской семье. Отец, в прошлом военный, служил председателем правления крупного банка. Мать воспитывала и любила детей. Именно «любила». Об этом вспоминал потом сам Николай Александрович, отмечая, что человек формируется в детстве, и чем большая любовь его окружает, тем более гармоничная личность формируется.

Парадоксальным образом вольнолюбивого юношу поначалу определили в военное училище. Но с казармой Николай Александрович не ужился. «Я не любил корпуса, не любил военщины, все мне было не мило», — вспоминал он. Вопреки воле родителей молодой человек поступил на естественный факультет Киевского университета, а потом перешел на юридический. Одновременно он глубоко изучал философию и богословие.



В университете Бердяев увлекся марксизмом и в 1898 году вступил в социал-демократическую партию. Но и здесь он вскоре почувствовал себя не в своей тарелке. Иначе и быть не могло. Марксизм проповедовал, что бытиё определяет сознание. «А исходная точка моего мировоззрения— писал Бердяев, — есть примат свободы над бытиём». Даже Бог в его теогонии не изначален. Его возникновению, точно так же как и сотворению мира, предшествует первичный хаос, божественное Ничто, из которого рождается Святая Троица. «С этой точки зренияутверждает философ, — можно сказать, что свобода не создается Богом: она коренится в Ничто извечно».

По Бердяеву, исторический процесс развития общества — это борьба добра и иррациональной свободы. «Три силы действуют во всемирной истории: Бог, судьба и человеческая свобода. Вот почему история является столь сложной. Судьба превращает человеческую личность в арену иррациональных сил истории... Христианство признает, что судьба может быть преодолена только через Христа». Победа иррациональной свободы (революции) приводит к распаду действительности и возвращению к первоначальному хаосу.



Рассуждая о различиях католической и православной Церквей, Бердяев отмечал, что в Западной Церкви центральным религиозным праздником является Рождество Христово, а в православной — Пасха, то есть очищение через покаяние и даже через смерть. Это он считает великим счастьем русского народа, поскольку, постоянно обновляясь, своей духовностью он подпитывает материальный Запад.

Как долго русскому народу предстоит каяться? По Бердяеву — всегда. Поскольку счастливое будущее заключается не в материальных благах, а в духовном обновлении.



Ленин называл философа не иначе как «белибердяевым», а когда узнал, что дома у Николая Александровича собираются представители интеллигенции, стал требовать расстрела. Такие эмоции у Ильича вызывали только те, кто, по его мнению, изменил марксизму. К счастью, вместо подвалов Лубянки Бердяеву всё-таки был предоставлен трюм «философского» парохода «Обербургомистр Хакен», пассажирами которого, помимо него, были С. Л. Франк, И. А. Ильин, С. Е. Трубецкой, Б. П. Вышеславцев, А. А. Кизеветтер, М. А. Ильин (Осоргин) и десятки других выдающихся представителей российской науки и культуры.



Своему пониманию свободы Бердяев был верен всю жизнь. Покинув советскую Россию, он обосновался в Париже. В эмиграции, на старости лет, ему пришлось пережить еще одну военную бурю. В 1940 году в Париж вошли немцы. 66-летний философ стал членом подпольного «Союза русских патриотов», помогал французскому Сопротивлению. После войны его имя приобрело всеевропейскую известность, и на сегодняшний день Николай Александрович Бердяев является самым известным на Западе русским философом.

Умер Николай Александрович Бердяев 24 марта 1948 года в доставшемся ему по наследству от почитательницы доме в Кламаре под Парижем. Похоронен на местном кладбище.



P.S.
Все книги и статьи Н.Бердяева были в СССР полностью запрещены. Во времена Андропова известный ленинградский филолог Михаил Мейлах был посажен в тюрьму за распространение трудов Бердяева и вышел оттуда лишь на третий год перестройки. Глава уже перестроечного КГБ Чебриков назвал труды Бердяева подрывными, огласив на съезде КПСС в 1986 году тезис о том, что капитализм, потерпев поражение на всех фронтах, пытается наверстать упущенное, забрасывая в СССР книги Сергея Булгакова и Николая Бердяева.

Ныне труды Бердяева изучают в ВУЗах как философскую классику.

P.P.S.
Предлагаю поразмыслить над двумя его (отнюдь не бесспорными) цитатами:

«...Освобождение человека от природы - это победа его над рабством и смертью. Человек - прежде всего духовная субстанция, которая не является объектом. Человек имеет большую ценность, чем общество, государство, нация. И если общество и государство ущемляют свободу личности, то его право оградить свою свободу от этих посягательств» ("Опыт эсхатологической метафизики").

«Традиционная история русской интеллигенции кончена... она побывала у власти, и на земле водворился ад» ("Духовные основы русской революции").
Ссылка на историю http://zaist.ru/~dCPhb

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru