Забытые Истории

Могила Неизвестного Солдата, или Труп без лица

RSS
Могила Неизвестного Солдата, или Труп без лица
Для нас, жителей России, Могила Неизвестного Солдата прочно связана с памятью о Великой Отечественной войне. А вот в Западной Европе Могила Неизвестного Солдата напоминает о другой схватке с Германией, которая в России почти вытеснена из национальной памяти.

Первые в мире Могилы Неизвестного Солдата появилась одновременно во Франции и Великобритании. 11 ноября 1920 года в Париже и Лондоне прошли торжественные церемонии по перезахоронению неизвестных «пуалю» и «томми» (прозвища французских и британских солдат в годы Первой мировой) в священных для государства местах — под Триумфальной аркой и в Вестминстерском аббатстве.


Париж. У Могилы Неизвестного Солдата.

Идея сооружения французской Могилы Неизвестного Солдата вроде бы принадлежит Фредерику Симону, который во время Великой войны потерял трех сыновей. Впрочем, подробностей о нем мне найти не удалось.

В Англии с той же идеей выступил преподобный Дэвид Рэйлтон (1884–1955). В 1916 году он был капелланом в одном из соединений британской армии, воевавшем недалеко от города Армантьер, в окрестностях Лилля. Однажды на глаза ему попалась неприметная могила, на которой стоял простой крест с надписью «Неизвестный британский солдат из «Блэк Уотч» («Черная стража», — название Королевского Шотландского полка).

«Как меня впечатлила та могила! — вспоминал позднее Рэйлтон. — Но кто был этот солдат, кто были его боевые товарищи? Он ведь вполне мог быть совсем юным мальчишкой?.. Ответа на эти вопросы у меня не было, нет их и сейчас. И я постоянно думал и думал — что я могу сделать, чтобы облегчить горе, постигшее его отца, мать, брата, сестру, возлюбленную, супругу и друга? Ответ пришел неожиданно, как из тумана, но я твердо был уверен, что это самый лучший ответ — необходимо с почестями перенести его останки через море на его родную землю. И я понял, что это самый счастливый момент в моей жизни».

Он написал письмо настоятелю Вестминстерского аббатства, который и предложил королю Георгу V торжественно перенести прах неизвестного солдата в Аббатство во время церемонии открытия кенотафа (с древнегреческого буквально «пустая могила»), каменного обелиска в честь павших воинов из Соединенного королевства, его доминионов и колоний.


Гроб с телом неизвестного британского солдата перед захоронением.
Могила Неизвестного Воина в Вестминстерском аббатстве

11 ноября 1923 года над Могилой Неизвестного Солдата в Париже впервые зажгли Вечный огонь.


Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата в Париже

Вслед за Францией и Англией подобные могилы-памятники начали появляться в других странах — как членов Антанты, так и их противников: в 1921 г. церемония захоронения Неизвестного солдата прошла в США, Италии, Бельгии и Португалии, в 1922 г. – в Чехословакии и Югославии, а в 1923 г. — в Румынии. Затем, до конца 1920-х годов, были сооружены мемориалы в Болгарии, Австрии, Венгрии, Польше и Греции. Германия, правда, идеей не прониклась.

Во всех странах была проведена примерно одинаковая процедура для определения тех останков, которые предстояло перезахоронить со всеми почестями. Британцы сделали все без излишней шумихи: офицер с завязанными глазами просто коснулся одного из шести гробов с безымянными останками. Французы, наоборот, устроили публичную церемонию, в ходе которой молодой капрал возложил цветы, собранные на полях сражений, на один из восьми гробов в цитадели Вердена — символа воинской славы Республики. В Бельгии выборщиком стал слепой ветеран, итальянцы доверили эту роль матери, потерявшей сына, а румыны — ребенку-сироте. Останки тех, кто «проиграл» в этой печальной лотерее, были или тихо возвращены в свои прежние могилы, или же торжественно перезахоронены близ места проведения отбора.

Надо сказать, что в СССР эту «буржуазную» затею встретили в штыки. С памятниками «империалистической бойни» в Советской России не церемонились. Памятник «Героям Второй Отечественной войны», установленный в 1916 году в Вязьме, был взорван в 1920-м. Созданный в Царском Селе (Пушкине) в 1918 году «Народный музей войны 1914–1918 гг.» (который унаследовал царское собрание экспонатов Государевой Ратной палаты и музея войны) — был упразднён уже в 1919 году. В 1938 году в том же Пушкине разобрали деревянную церковь «Утоли мои печали», заложенную в 1915 году на Первом Братском кладбище солдат, само кладбище вскоре пришло в запустение и исчезло с карты города.

Алексей Николаевич Толстой в романе «Эмигранты» (1931) пафосно обличил циничное изобретение империалистов. Вот его глумливое описание парижской церемонии 1920 года — одна из мерзостей советской литературы:

Французское правительство пышно отпраздновало переход к мирной жизни по древнеримскому обычаю — триумфом.
В центре Парижа — на площади Согласия, вдоль широкой аллеи Елисейских полей и на площади Звезды вокруг приземистой арки Наполеона — навалены были кучами (с трехэтажные дома) немецкие заржавленные пушки. Повсюду торчали высокие жерди в форме средневековых копий, спирально перевитые лентами. Между ними висели гирлянды цветов из желтой бумаги... Одна из сидящих каменных статуй на площади Согласия — статуя города Страсбурга, пятьдесят четыре года покрытая трауром, — сегодня утопала в знаменах.
…В бледном небе, сверкая, кружились аэропланы... Между шестов и бумажных роз по этой страшной аллее войны, похожей на обгорелый лес, несли впереди войск полусгнивший труп без лица — неизвестного солдата. Могила ему была вырыта под триумфальной аркой Наполеона. Играли рожки, били барабаны. Из-за Сены, из горячей мглы, стреляли пушки. Республика отдавала воинские почести народу: каждый бедняк теперь вправе думать, что в центре столицы мира, под аркой Звезды, лежит его брат, его сын, пропавший без вести. Человеческие потоки медленно двигались за войсками... Кое-где пробегала молодежь, взявшись за руки... Но разве это было веселье? За все муки — подарить народу гнилой труп без лица! Веселились вовсю лишь американские солдаты — сытые жеребцы, шатались под руку с девчонками, нахлобучив их шляпки себе на железные шлемы...
Вечером над черной Сеной взвились потешные огни. В рабочих кварталах завертелись карусели, отражая миллионами зеркалец хмурые пыльные лица. По опустевшим улицам поползли на колесиках четырехугольные рамы с зажженными плошками, за ними ковыляли безногие, безрукие, безглазые, — это инвалиды войны собирали милостыню. На перекрестках играли уличные оркестрики. Но Парижу не плясалось в этот душный, безветренный вечер. Сидя на стульях у порогов своих домов, у кофеен, на скамейках бульваров, люди поглядывали на лиловое зарево над городом, на догорающие кое-где за рекой линии иллюминаций, на огоньки Эйфелевой башни. «Эх, Жак, не думаешь ли ты, что кто-то здорово надул тебя сегодня?..»

Не угадал «красный граф» будущий тренд. Что ж, бывает...
------------------------------------------------------------------------------------
Использованы материалы:
http://warspot.ru/ru/articles/32-mogila-neizvestnogo-soldata-rozhdenie-traditsii
http://ir-ingr.livejournal.com/1283922.html
http://gubernia.pskovregion.org/number_550/03.php
http://www.urokiistorii.ru/%5Btermalias-raw%5D/52117
http://www.etoretro.ru/pic35582.htm
http://www.etoretro.ru/pic35584.htm
Ссылка на историю http://zaist.ru/~JITyl

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru