Забытые Истории

Сергей Юльевич Витте — архитектор великой России

RSS
Сергей Юльевич Витте — архитектор великой России
1.
Будущий всесильный министр родился в 1849 году в дворянской семье. По отцу его корни тянулись к обрусевшим выходцам из Голландии, а материнские переплетались с родословным древом князей Долгоруких.

Отроком Сережа был ленив и проказлив. Полученные им в гимназии знания начальство аттестовало как весьма посредственные, вдобавок с единицей по поведению. Но, став студентом физико-математического факультета университета в Одессе, Сергей Юльевич преобразился. Он учился с таким рвением, что сразу оказался в числе лучших. Получив диплом с отличием, Витте подумывал о профессорской кафедре, для чего засел за диссертацию по высшей математике. Но семье был нужен кормилец, да тут еще назрел роман с актрисой, и молодому человеку стало не до научной работы.

В то время инновационной отраслью и подлинной золотой жилой были железные дороги, и Витте решил попробовать себя на этой ниве.

Начинать пришлось с самых низов — в мае 1870 года Витте устроился в Одесскую железнодорожную компанию на должность конторщика при весах. За восемь лет он дослужился до начальника железной дороги. Во время русско-турецкой войны 1878-79 годов Сергей Юльевич отлично организовал перевозку войск и грузов.

Успехи Витте были замечены, и после войны его назначили управляющим Юго-Западными железными дорогами, которые в кратчайший срок предстояло сделать рентабельными.

Экономическое кредо Витте было предельно простым — учиться считать на практике. «Дэнежки счет любят!» — любил повторять Сергей Юльевич со своим малороссийским выговором, от которого до конца жизни и не избавился. Перед своими подчиненными он ставил конкретные задачи: например, поехать в Бессарабию, закупить там пшеницы и двумя партиями отвезти в Одессу и Галац, чтобы понять, какой путь в черноморские порты выгоднее. Не случайно его работа «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» выдержала несколько переизданий, причем последнее увидело свет не так давно  в 1999 году!

Новый управляющий увеличил прибыль акционерного общества до 13 миллионов рублей, став самым успешным российским менеджером. Его жалованье составляло свыше 50 тысяч рублей в год  больше любого министра. Но подлинная слава ждала его на стезе государственного деятеля.

2.
17 октября 1888 года под Харьковом произошло крушение царского поезда Александра III. Чудесно спасшийся царь вспомнил недавнюю беседу с железнодорожным чиновником по фамилии Витте, который резко заявил, что императору сломают шею, если будут водить царские поезда с недозволенной скоростью.

Этот инцидент стал началом блестящей карьеры Сергея Юльевича Витте, одного из архитекторов великой России и создателей ее финансово-экономической мощи. Царь предложил ему место статского советника в департаменте железнодорожного сообщения. Витте без раздумий поменял доходную должность в частном железнодорожном обществе на государственную карьеру, хотя его жалованье сократилось в три раза. Но у Сергея Юльевича были кое-какие экономические идеи, которые он намеревался реализовать.

Заняв в 1892 году кресло министра путей сообщения, а затем и министра финансов, Витте получил большую власть. Он показал себя трезвым, расчетливым, гибким политиком европейского образца, который заявил о своей готовности вывести Россию в разряд передовых промышленных держав.

Особая роль в программе Витте отводилась иностранным капиталам; министр финансов выступал за их неограниченное привлечение в русскую промышленность, называя лекарством против бедности. Вторым важнейшим механизмом он считал неограниченное государственное вмешательство.

Система Витте работала превосходно: железнодорожная сеть страны увеличилась вдвое; к 1900 году Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов высоко котировались за границей.

В 1897 году Витте сделал то, что не удавалось его предшественникам: ввел золотое денежное обращение. «Я совершил реформу так,  с гордостью вспоминал Витте,  что население России совсем и не заметило ее. И ни единой жалобы! Ни единого недоразумения со стороны людей».

В результате денежной реформы Витте рубль превратился в одну из самых устойчивых валют мира. Российский золотой рубль 1897 года содержал 0,7 грамма золота. Его меняли по курсу на полтора доллара. Инфляция подточила русскую валюту только в 1916 году  спустя два года после начала мировой войны.

Бурный экономический рост Витте считал необходимым подкрепить политическими реформами. Его своеобразным политическим завещанием стал подготовленный им Манифест 17 октября 1905 года. Этот документ, впервые даровавший подданным империи политические права и свободы, заложил в России основы конституционного порядка.

3.
Сергей Юльевич Витте сделал для России необычайно много. За 15 лет его пребывания в правительстве вдвое удлинилась сеть железных дорог, втрое возросла промышленность, в полный порядок пришли финансы. Витте проложил Транссибирскую магистраль, оживил Северный морской путь, основал коммерческие училища, он был автором манифеста 17 октября  фактически первой русской конституции.

Под конец своей государственной карьеры Витте оказал России еще одну важную услугу  спас честь страны в проигранной войне с Японией.

После Цусимы и сдачи Порт-Артура японцы требовали от России унизительных условий мира: уступки всего Сахалина и выплаты огромной контрибуции. Американский президент Теодор Рузвельт взял на себя роль посредника.

Уезжая на переговоры в американский курортный городок Портсмут, Витте, по его словам, решил «держать себя так, как подобает представителю величайшей империи, у которой приключилась маленькая неприятность».


Участники российской делегации на переговорах по заключению мира с Японией (Портсмут, США, 1905).  Сидят: глава российской делегации С.Ю. Витте (слева) и посол России в США барон Р.Р. Розен. Фотография из фонда музея г. Портсмута


Зная страсть американцев к политическим представлениям, Сергей Юльевич повел себя вполне в американском духе. Он открыл двери своего номера в отеле для всех желающих. Репортеры толпами валили к Витте, и он рассказывал им, что американские женщины превосходны, что водку он не пьет, что Россия вовсе не проиграла войну, что ее золотой запас еще не тронут, но русские не собираются платить контрибуцию, чтобы не кормить будущие войны Японии. Витте не брезговал встречаться и с простыми американцами, и однажды пожал руку машинисту поезда, сказав, что начал свою карьеру кочегаром на паровозе. Демократизм русского министра был вполне оценен американцами. Вся американская общественность, которая до приезда Витте кричала о русских медведях, не дающих осуществить Японии культурную миссию на Дальнем Востоке, разом встала на сторону России.

Неуступчивая позиция Витте на переговорах, а также давление американцев сделали свое дело. Глава японской делегации министр Комура не выдержал: требование о контрибуции было снято, к Японии отошла только южная часть Сахалина. Это была крупная дипломатическая победа, за которую Витте получил титул графа Сахалинского, а Комуру на родине ожидало звание предателя.
Ссылка на историю http://zaist.ru/~fs9ZJ

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru