Забытые Истории

Придворный шут Михаил Квасник-Голицын

RSS
Придворный шут Михаил Квасник-Голицын
Князь Михаил Алексеевич Голицын приходился внуком Василию Васильевичу Голицыну, всемогущему фавориту царевныСофьи Алексеевны. После её низвержения в 1689 году Василий Голицын, лишенный чинов и поместий, был сослан вместе с сыном Алексеем сначала в Каргополь, а потом на Пинегу, в деревню Кологоры (верстах в 200-х от Архангельска). 

Михаил Алексеевич родился за год до этих трагических событий. Отец его вскоре умер, и молодой Голицын провёл своё детство и юность под надзором своего знаменитого деда. Лучшего воспитателя и пожелать было невозможно. Князь Василий был образованнейшим человеком России: знал несколько европейских языков, владел также латынью и греческим, был начитан в древней истории, искушён в дипломатии и политесе. Словом, образование Михаил получил самое что ни на есть европейское (впоследствии, посланный Петром I в заграничное обучение, слушал лекции в Сорбонне). Однако военно-административными талантами он не блистал и дослужился всего лишь до майора. 

После смерти своей первой супруги, Марфы Хвостовой, Голицын, будучи за границей, страстно влюбился в красавицу Лючию (итальянку, дочь трактирщика), на 20 лет моложе его, которая согласилась стать его женой, но с условием, что он примет католичество, пусть и тайно.

Михаил Алексеевич не придал значения перемене веры, о чём вскоре горько пожалел. В 1732 году, уже при императрице Анне Иоанновне, молодые вернулись в Россию. Здесь они узнали, что государыня весьма строго относится к религиозным вопросам1. Поэтому Голицын, тщательно скрывая от всех и иностранку-жену, и перемену религии, тайно поселился в Москве, в Немецкой слободе.

Однако же мир не без добрых людей: нашёлся какой-то завистник, который донёс на Голицына. Государыня, узнав о вероотступничестве князя, в гневе отозвала Голицына в столицу. Его брак был признан незаконным. Жену Голицына отправили в ссылку, а самому ему велено было занять место среди придворных «дураков». В его обязанности входило обносить императрицу и ее гостей русским квасом, за что получил он прозвище Квасник. В исторической литературе бытует мнение, что от унижения Михаил Алексеевич тронулся умом, что, однако, не подтверждается сохранившимися образцами его остроумия, из которых видно, что князь за словом в карман не лез.



В одном обществе некая пригожая девица сказала ему:
— Кажется, я вас где-то видела.
— Как же, сударыня! — тотчас отвечал Квасник,— я там весьма часто бываю.

Об одном живописце говорили с сожалением, что он пишет прекрасные портреты, а дети у него очень непригожи. Услышав это, Квасник пожал плечами:
— Что же тут удивительного: портреты он делает днем, а детей ночью.

Однажды всемогущий временщик императрицы герцог Бирон спросил Квасника:
— Что думают обо мне россияне?
— Вас, Ваша Светлость,— отвечал он,— одни считают Богом, другие сатаною и никто — человеком.

Одна пожилая дама, будучи в обществе, уверяла, что ей не более сорока лет от роду. Квасник, хорошо знавший ее истинный возраст, сказал, обращаясь к окружающим:
— Можете ей поверить, потому что она больше десяти лет в этом уверяет.

Известный генерал фон Девиц на восьмидесятом году от роду женился на молоденькой и прехорошенькой немке из города Риги. Будучи накоротке с Квасником, он написал ему о своей женитьбе, прибавив при этом: «Конечно, я уже не могу надеяться иметь наследников».
Квасник отвечал ему на это: «Конечно, не можете надеяться, но всегда должны опасаться, что они будут».

Герцог Бирон послал однажды Квасника быть вместо себя восприемником от купели сына одного камер-лакея. Квасник исправно выполнил поручение. Но когда он докладывал о том Бирону, тот, будучи не в духе, назвал его ослом.
— Не знаю, похож ли я на осла,— возразил Квасник,— но знаю, что в этом случае я совершенно представлял вашу особу.

В конце своего правления, лютой зимой 1740 года, Анна Иоанновна, не зная, как ещё развлечь себя, объявила о невиданном еще представлении - «ледяной свадьбе». Женихом был назначен князь Квасник-Голицын; в супруги ему была выбрана уродливая калмычка Авдотья Буженинова, прозванную так за любовь к буженине. 

В назначенный день жениха с невестой посадили в клетку, водруженную на слона. Свадебная свита, состоявшая, по словам очевидца, из вотяков, мордвы, черемис, самоедов и прочих малых народов, ехала на оленях, собаках и свиньях. На Неве, между Зимним дворцом и Адмиралтейством, для молодых был возведен «Ледяной дом» - творение искусное и адское одновременно. Фасад этого здания был 16 метров в длину, 5 метров в ширину и около 5 метров в высоту. В опочивальне висели ледяные занавески; матрас, одеяла и подушки тоже были изо льда. В гостиной стояли ледяные часы и даже еда в столовой была вырезана изо льда и выкрашены натуральными красками. Горели намазанные нефтью ледяные дрова и свечи...

  

По правую сторону от дома стоял в натуральную величину ледяной слон, на котором верхом сидел ледяной персиянин; рядом на земле стояли две ледяные персиянки. Очевидец рассказывает: «Сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что днем воду вышиной почти четыре метра пускал. А ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал. Сверх же того мог он как живой слон кричать, которой голос потаенной в нем человек трубою производил».



Когда все разместились за праздничными столами, «карманный Ея Величества стихотворец» Василий Тредиаковский – ещё одна невольная жертва этой бесчеловечной потехи, огласил заказанные ему свадебные вирши:

Здравствуйте, женившись, дурак и дура,
Еще блядка дочка, тота и фигура!
Теперь-то время вам повеселиться,
Теперь-то всячески поезжанам должно беситься:
Квасник дурак и Буженинова блядка
Сошлись любовью, но любовь их гадка.
.......................................................................
Плешницы, волочайки и скверные бляди!
Ах, вижу, как вы теперь ради!
Гремите, гудите, брянчите, скачите,
Шалите, кричите, плешите! и т.д.”


На ночь у дверей «ледяного дома» встал караул, чтобы молодые не сбежали из отведённых им покоев.

Голицын и Буженинова чудом пережили студеную ночь на ледяной кровати и вышли наутро живыми из этого ледяного ада (литературное предание гласит, что Авдотья Ивановна, подкупив стражу, раздобыла полушубок и тем самым спасла себя и мужа от смерти). Однако Авдотья Ивановна после этого долго хворала и два года спустя умерла после рождения второго сына Алексея.

Смерть императрицы Анны Иоанновны освободила Голицына от его шутовских обязанностей. Новая государыня Анна Леопольдовна запретила «нечеловеческие поругания» над «дураками», навсегда уничтожив в России позорное звание придворного шута. 

Михаил Алексеевич оставил столицу и перебрался сначала в родовое Архангельское, а после смерти Бужениновой – в купленное им имение в Костентинково. Здесь он женился в четвёртый раз на Агрофене Алексеевне Хвостовой, от которой прижил трёх дочерей. Похоже, что Михаил Алексеевич в своей личной жизни действительно не придавал большое значение церковным нормам – ведь по православной традиции жениться можно не более трёх раз.

Голицын прожил в Костентинково ещё целых 35 лет. Он умер в 1778 году, 90 лет от роду.
В борьбе за человеческое достоинство и личное счастье победа осталась на его стороне.

Источники и литература:
Шубинский С.Н. Исторические очерки и рассказы. М., 1995, С.69.
Полное и обстоятельное собрание подлинных исторических, любопытных, забавных и нравоучительных анекдотов четырех увеселительных шутов Балакирева, Д’ Акосты, Педрилло и Кульковского. Спб., 1869, С.160.
Старикова Л.М. Театральная жизнь в эпоху Анны Иоанновны. М., 1995, С.615.
Газо А. Шуты и скоморохи всех времен и народов. Спб., 1898, С.302.
Погосян Е. “И невозможное возможно”:Свадьба шутов в Ледяном доме как факт официальной культуры // http://www.ruthenia.ru/document/502913.html.
Лев Бердников. Кваснин-дурак//«Новый Берег» 2008, №22

Позже, в 1738 году, по распоряжению Анны Иоанновны сенат осудит на сожжение заживо смоленского купца Боруха Лейбова и обращённого им в иудаизм капитан-лейтенанта Александра Возницына. >назад
Ссылка на историю http://zaist.ru/~GZgKK

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru