Забытые Истории

Славянские рабы в Западной Европе и Кордовском халифате

RSS
Славянские рабы в Западной Европе и Кордовском халифате
Славяно-германское пограничье от Балтики до Адриатики, где не стихали опустошительные войны, долгое время служило главным поставщиком прибыльного товара раннего Средневековья — славянских рабов, одинаково востребованных как в христианском, так и в мусульманском мире. Наиболее обильными его источниками в Центральной и Северной Европе были славянское Поморье и области, соседствующие с Баварской маркой. Славяне, расселившиеся по адриатическому побережью, становились желанной добычей для венецианских работорговцев.

Христианское и мусульманское законодательство накладывало строгие ограничения или полный запрет для правоверных на обладание рабами, принадлежащими к той же вере. Поэтому славяне, в большинстве своем еще язычники, идеально подходили на роль живого товара. Впрочем, соображения выгоды зачастую перевешивали юридические или морально-религиозные запреты, и рабы-христиане, захваченные в плен теми же славянами, были не менее частым явлением на невольничьих рынках Европы. Известно, что в 989 г. пражский епископ Адальберт-Войтех в покаянном порыве сложил с себя епископский сан из-за невозможности остановить продажу христиан в рабство.

По свидетельству Ибн Хордадбеха, работорговля в то время была монополизирована странствующими еврейскими купцами (рахдонитами), прибравшими к рукам торговые пути между Европой и Востоком. Они везли купленных на Дунае и в прилегающих землях славянских рабов на юг, в Марсель и Арль, откуда их морем переправляли в Кордовский халифат и далее в Северную Африку.

В арабской Испании о славянских рабах было известно с первых десятилетий исламского владычества на Пиренеях. Еще в 762 г. к багдадскому двору из недавно покоренной Испании прибыл посол Абд ар-Рахман Фихри по прозвищу ас-Саклаби, то есть Славянин. В Кордовском халифате IX в. рабы-«сакалиба» (славяне) уже составляли заметную прослойку населения. По свидетельству аль-Мукаддаси (947–1000 гг.), большая их часть подвергалась кастрации для дальнейшего использования в качестве евнухов в гаремах, а также мальчиков для утех — из-за широкого распространения в мусульманских странах педерастии. В испанской Лусене и франкском Вердене были налажены целые «фабрики» по кастрации рабов. От этой мучительной операции рабы, подавляющее большинство которых было детьми, часто умирали. Поэтому цена на кастрированного раба была почти в 4 раза выше, чем на обычного раба-мужчину.

Поток славянских рабов в христианские и мусульманские страны был настолько велик, что народная этимология в Византии и на Западе сближала этноним «склавены» («славяне») с греческо-латинским термином sclavus («склав») — «раб», на самом деле имеющим совершенно другую этимологию. По той же причине в средневековой еврейской традиции происхождение славян велось от «сыновей Ханаана», так как об этом библейском персонаже сказано: «раб рабов будет он у братьев своих» [Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. Смоленск; М., 1995. С. 35].

Но славянские рабы играли в Кордовском халифате и более почетную роль. Довольно рано из них стали рекрутировать гвардию Омейядов. Уже при эмире аль-Хакаме (796–822 гг.) в Кордове существовал 5-тысячный корпус мамалик (славянских воинов-рабов). А в правление халифа Абд ар-Рахмана (912 – 961 гг.) в одной только Кордове насчитывалось 13750 гвардейцев-«сакалиба»; все они приняли ислам. Эти мусульманские «преторианцы» были лучшим военным формированием на Пиренеях. Порой они даже возглавляли арабские войска. В одной арабской хронике фигурирует Саклаб (Славянин), предводитель войск халифата, который в 980 г. совершил поход в Калабрию и захватил 12000 пленных. Другой славянин по имени Наджа (Спасение) возглавил армию, посланную халифом против испанского христианского королевства Леон. Даже позже, в XI в., когда на смену славянам стали приходить западноевропейцы — франки, ломбардцы и др., отряды халифской гвардии все равно продолжали называться «славянами» — «сакалиба» или, по-испански, eslavos [Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. М., 1951. Т. I. С. 96, 103, 184 – 190]. Порой они оказывали значительное влияние на политику всего халифата и его частей.

После падения халифата Омейядов (1031 г.) «сакалиба» захватили власть в ряде эмиратов, где они основали собственные династии. В основном «славянские» княжества располагались на восточном побережье Пиренейского полуострова — в Альмерии, Мурсии, Тортосе, Валенсии, а также на Балеарских островах. Лишь в конце XI в. берберская династия Альморавидов, вновь объединившая мусульманскую Испанию, ликвидировала эмираты «сакалиба».
Ссылка на историю http://zaist.ru/~FFYmW

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru