Забытые Истории

С каких пор в России по улицам бродят медведи?

RSS
С каких пор в России по улицам бродят медведи?
У истоков образа Россия-медведь стоит Сигизмунд Герберштейн (1486-1566).

Он был послом габсбургского двора, перед которым ставилась цель склонить Москву к участию в совместных антитурецких кампаниях, для чего требовалось также примирить её с Литвой. Однако оба посольства (1517 и 1526 гг.) не достигли успеха. В своих «Записках» Герберштейн попытался обосновать фактический провал своих миссий свойствами самого «московского» народа и невозможностью союзных отношений с ним.


Сигизмунд Герберштейн в шубе,
пожалованной ему великим князем Василием III в 1517 г.

Описывая свои впечатления от поездки в Москву зимой 1526 г. он между прочим отметил:

«В тот год стужа была так велика, что очень многих ездовых, которые у них называются gonecz, находили замерзшими в их возках. ... Кроме того, тогда находили мертвыми на дорогах многих бродяг, которые в тех краях водят обычно медведей, обученных плясать. Мало того, и сами медведи, гонимые голодом, покидали леса, бегали повсюду по соседним деревням и врывались в дома; при виде их крестьяне толпой бежали от их нападения и погибали вне дома от холода самою жалкой смертью».

В результате со временем появление медведей зимой в селах (городах) стало восприниматься как событие регулярное и вполне характерное для России в целом.



Первая карта Московии, на которой в качестве виньетки представлен медведь, была изготовлена сенатором из Гданьска Антонием Видом специально для Герберштейна. Композиция с ловлей медведя в районе Онежского озера находится внизу (карта "перевернутая", т. е. север и юг поменялись местами). Карта Вида шесть раз переиздавалась в составе «Космографии» Мюнстера и оказала сильное воздействие на картографию XVI в.

На Западе образ медведя имеет совсем другую символику, нежели у нас. Опираясь на Библию, где медведь всегда показан с дурной стороны, и подхватывая фразу святого Августина “ursus est diabolus”, “медведь есть дьявол”, Отцы Церкви и христианские авторы каролингской эпохи отводят ему место в бестиарии Сатаны; кроме того, если верить им на слово, Дьявол часто принимает облик медведя, в котором приходит пугать и мучить грешников. Большинство авторов постоянно подчёркивают пороки медведя: жестокость, злобность, похотливость, нечистоту, обжорство, лень, гневливость. С XIII в. медведь даже становится видной фигурой в бестиарии семи смертных грехов, ведь с ним ассоциируются по крайней мере четыре из них: гнев (ira), похоть (luxuria), праздность (acedia) и чревоугодие (gula).

В XVIII-XIX вв. образ медведя уже крепко сросся с Россией и русскими в качестве русофобского символа.


Иллюстрация «Последняя китайская стена» в американском сатирическом журнале Puck
(выходил с 1871 по 1918 годы) 

Несмотря на гениальную идею с эмблемой Олимпиады 1980 г., характеристика России как злобного и опасного медведя по-прежнему является самым распространённым приёмом её дискредитации в западной публицистике.
------------------------------------------------------------------

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.
Те, кто считают, что всякий труд должен быть оплачен, могут выразить своё удовлетворение от прочитанного через

Яндекс-Деньги
41001947922532
или
Сбербанк
5336 6900 4128 7345
Ссылка на историю http://zaist.ru/~73wl3

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru