Краткая история Ростова Великого![]() ![]()
1.
Туземных обитателей Ростовской земли «Повесть временных лет» упоминает под именем мери. Это была финно-угорская племенная группировка, очевидно родственная современным марийцам (черемисам).
Немногочисленное и невоинственное мерянское население не оказало сколько-нибудь заметного сопротивления славянам. «Происходило заселение, а не завоевание края, — пишет по этому поводу Ключевский. — Могли случаться соседские ссоры и драки; но памятники не помнят ни завоевательных нашествий, ни оборонительных восстаний». Археологические материалы показывают, что славянские городища мирно соседствовали с мерянскими поселениями, на территории которых не обнаружено каких-либо следов разрушений или вооруженных конфликтов. Так, например, Сарское городище мери (в окрестностях Ростова) запустело лишь к началу XIII века. Реконструкция облика мерянского Сарского городища.
Предметы быта летописной мери, найденные графом А. С. Уваровым при раскопках мерянских курганов во второй половине XIX века
Экономическое, военное и культурное превосходство славян привело к тому, что в течение IX–XII веков меря полностью растворилась среди славянских поселенцев. Причем мерянская племенная знать вошла в состав социальной верхушки славянских городских центров — на это, в частности, указывает наличие в славянском Ростове XI–XII веков «Чудова конца», то есть района, заселенного «чудью», местными финно-уграми. Мерянский этнокультурный компонент оказал заметное влияние на физиологический тип формирующейся великорусской народности. Именно финно-угры (а вовсе не татары, как гласит расхожее мнение) передали великорусам уплощенный тип лица, небольшой курносый нос, скуластость и темные волосы. Древнейшая часть Ростова. С этого места начинался Ростов Великий. Там, где справа на фотографии вы видите дом жёлтого цвета, вероятно с 1210-х годов стоял княжеский двор.
Ростов, наряду с Суздалем, считался «старейшим» городом Ростово-Суздальской волости. Летопись упоминает его уже под 862 годом. Это известие, впрочем, давно признано недостоверным, поскольку археологические слои Ростова не уходят глубже второй половины Х века. Но даже если скинуть Ростову сотню лет, то он все равно сохранит свое значение одного из древнейших русских городов, вступивших ныне во второе тысячелетие своей истории.
В летописях по этому поводу царит полный разнобой. Крестителей Ростовской земли там набирается подозрительно много. Никоновская летопись, например, числит одним из них дядю святого князя Владимира, Добрыню, якобы крестившего «людей без числа» и воздвигнувшего «многия церкви». Другим крестителем местных жителей почитался сам князь Владимир, который «ходи в Ростовскую землю, и тамо крести всех…». В Холмогорской летописи эта заслуга приписана легендарному епископу Федору, о котором сказано, что он «бысть первый епископ в Ростове и крести всю землю Ростовскую и Суздальскую». Ряд летописей упоминают о миссионерской деятельности в Ростове князя Бориса (сына Владимира) и епископа Илариона, соперничавшего с Федором в праве считаться первым ростовским святителем. Однако, несмотря на преизбыток крещений Ростово-Суздальской земли, в ростовском летописании так и не сложилось своего «канонического» рассказа о крещении жителей Ростова. Ростовский летописец, говоря об обращении своих соотечественников, просто дословно повторяет знаменитый рассказ «Повести временных лет» о крещении киевлян. Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI—XIII вв
А произошло это потому, что на самом деле никакого всеобщего и одноактного крещения ростовцев не было. Распространение христианства в Ростовской земле затянулось на многие десятилетия. Вот что, например, говорится в житии епископа Леонтия — первого святого Ростовской земли.
Первым удельным ростовским князем считается Константин, сын Всеволода Большое Гнездо. В домонгольскую эпоху Ростов пережил небывалый экономический и культурный подъем, став одним из самых больших городов Северо-Восточной Руси. В городе существовали княжеский и епископский дворы, большой торг, более 15 храмов, несколько монастырей.
В начале XIII века в Ростовской земле жил знаменитый богатырь Александр Попович. Его деревянный замок находился в окрестностях города, на реке Где. По летописным сказаниям, богатырь погиб в битве с монголами на реке КАлке в 1223 году. Позднее он стал прототипом былинного богатыря Алеши Поповича. Развитие Ростова было прервано монгольским нашествием, город был захвачен и разорен. С этого времени наступает политический упадок Ростова. В конце XV века московский государь Иван III Васильевич просто купил владения последнего ростовского князя.
Однако на протяжении долгих столетий Ростов сохранял за собой значение религиозного центра. В конце XIV века ростовские архиереи получили сан архиепископов, а в конце XVI века — митрополитов. Одним из Ростовских митрополитов был знаменитый Филарет — будущий Патриарх и отец первого царя из династии Романовых, Михаила. Ростовская митрополия была одной из богатейших в России. Во второй половине XVII столетия митрополит Иона Сысоевич возвел в Ростове величественный ансамбль митрополичьего двора, окруженный крепостными стенами с высокими башнями. Лишь в конце XVIII века митрополичья кафедра был перенесена из Ростова в Ярославль. Митрополичий двор В Смутное время Ростов не избежал трагической участи многих русских городов. В 1608 году его сожгли и разграбили поляки. В истории Ростова это было последнее нашествие захватчиков.
По губернской реформе 1778 года Ростов стал уездным центром. Со второй половины XVIII века и почти до конца XIX века в городе проводилась знаменитая Ростовская ярмарка, третья в России по товарообороту. А. Глушков. Портрет А.А. Титова, 1872 Вместе со своими единомышленниками он начал реконструкцию кремля и на его базе в 1883 году создал музей церковных древностей, который существует и в настоящее время. Музей церковных древностей в Белой палате Ростовского кремля
В 1995 году музей-заповедник «Ростовский кремль» был включен в Список особо ценных объектов культурного наследия России.
История ростовского герба довольно любопытна. Наиболее ранней ростовской эмблемой является композиция на монетах ростовских князей конца XIV — начала XV веков. Но вместо оленя она изображает человека с секирой, стоящего у дерева, под которым лежит человеческая голова. На дереве сидит птичка.
Это — аллегорическая иллюстрация евангельского сюжета о проповеди Иоанна Крестителя. В христианской символике птица являлась олицетворением человеческой души. То есть птица на ветвях дерева олицетворяет отлетевшую душу Иоанна Крестителя, которому, как вы, наверное, помните, царь Ирод велел отрубил голову. Орёл на государственной печати Ивана Грозного
Однако и эта эмблема не закрепилась за Ростовом. В XVII веке на ростовском гербе наконец появляется олень. В 1672 году был напечатан первый русский гербовник — Титулярник с полным государственным титулом царя Алексея Михайловича, состоящим из 33-х названий царств, княжеств и земель. Все они были представлены эмблемами — гербами. В подробном описании государственного герба Московского царства, в частности, указывалось: «В седьмой червленой части герб Ростовский — серебряный олень с золотым ошейником». Изображение ростовской эмблемы из Титулярника 1672 г.
Если мы обратимся к значению оленя в христианской символике, то увидим, что он толкуется уже знакомым нам образом. В основе толкования лежит все та же Псалтирь — на этот раз слова псалма 41-го: «Как елень желает на источники водные, так желает душа моя к тебе, Боже». Как видим, олень у источника олицетворяет душу, стремящуюся к Богу.
5. Парсуна с изображением Ионы, конец XVII века
Иона Сысоевич вышел, что называется, из гущи народной. Родился он около 1600 года в ростовском селе Ангелово. Отец его был простым попом на глухом погосте. Но сын не просто выбился в люди, а стал одним из самых выдающихся церковных деятелей XVII столетия. Побывав настоятелем нескольких ростовских монастырей, он 1652 году был поставлен патриархом Никоном в митрополиты Ростовские и Ярославские. Вид на Борисоглебский монастырь от реки Устье в 1911 г.
6.
Грандиозный ансамбль Ростовского кремля сложился из трёх ранее не связанных друг с другом построек с прилегающими территориями: Успенского собора, Григорьевского затвора и архиерейских палат. При сооружении кремля старые постройки XVI века были сохранены — ростовские мастера умело встроили их в объемы новых зданий.
В общем, так или иначе, без полусотни отличных снимков вы из Ростова не уедете.
Успенский собор в Ростове Великом можно назвать ровесником Российского государства. По преданию, история его восходит к временам святого князя Владимира, когда в Ростове была учреждена епископская кафедра и построена первая деревянная церковь во имя Успения Богоматери — «чудный храм», по выражению летописца.
Войдя в Успенский собор, вы как будто оказываетесь в гуще тысячелетней истории Ростова. Здесь находится усыпальница ростовских князей, архиереев и местных святых. До революции Успенский собор притягивал к себе тысячи паломников со всей России. Паломнические поездки русских государей обыкновенно начинались с молитвы в ростовском храме.
Огромный позолоченный иконостас Успенского собора выполнен в 1730–40-х годах в стиле русского барокко. Ранее в Успенском соборе хранилась чудотворная икона Богоматери, написанная в XI веке иноком Киево-Печерской лавры преподобным Алипием — первым русским иконописцем, причисленным к лику святых. Её привез в дар Ростову великий князь Владимир Мономах. Теперь этот древний образ находится в Государственной Третьяковской галерее.
Стены собора расписаны в середине XVII века ярославскими и костромскими мастерами. Эти великолепные, праздничные фрески оставляют впечатление волнующе-сказочного видения. Искусствоведы не зря называют живопись ростовского собора лебединой песней древнерусского искусства, чудесной и незабываемой. Западный фасад. Вид с соборной площади
Ростовская звонница была построена в 1682–87 годах митрополитом Ионой. Находится она в кремле, рядом с Успенским собором. Её 13 колоколов прославились на всю Россию своим неповторимым звоном. Большие колокола ростовской звонницы: в центре «Полиелейный» и в дальнем пролёте — «Сысой».
В XIX веке ростовский протоиерей Аристарх Израилев сумел записать ростовские звоны обычными нотами. Благодаря ему мы знаем, как исполнялись старинные звоны. Величественный, плывущий Ионинский звон отличался большой торжественностью. Его исполняли пять звонарей. Двое раскачивали язык «Сысоя» со скоростью 42 удара в минуту. Третий звонарь синхронно бил в «Полиелейный». Четвертый в определенном ритме звонил в шесть колоколов, а пятый звонарь — в остальные четыре.
Историческое предание сообщает, что место для монастыря в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба выбрал сам Сергий Радонежский. В 1363 году он благословил на создание обители новгородских монахов Фёдора и Павла. Московские князья считали Борисоглебский монастырь своей «домашней» обителью. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в его стенах сына Василия Тёмного — Ивана III, будущего первого российского самодержца. Монастырский собор Бориса и Глеба в 1911 году.
Первоначально все строения в монастыре были деревянными. Но спустя полтораста лет, в 1522 году, московский государь Василий III направил сюда своего придворного зодчего Григория Борисова, который положил начало каменному строительству. Свой окончательный вид монастырь приобрел в конце XVII века, после масштабной перестройки, предпринятой по указанию Ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Обитель превратилась в грозную крепость, с высокими, под 12 метров, стенами и 15-ю боевыми башнями. Борисоглебский монастырь с северо-западной стороны, 1900-е гг.
Особенно прославился Борисоглебский монастырь в начале XVII века, когда в его стенах подвизался преподобный Иринарх — затворник, проживший в веригах 38 лет. В Смутное время в стенах Борисоглебского монастыря побывали знаменитые русские полководцы: князь Михаил СкопИн-Шуйский, Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, видевшие в преподобном Иринархе духовного наставника. Надвратная Сретенская церковь в 1911 году. Фотография Сергея Прокудина-Горского Как водится у нас в России, мы редко догадываемся, какими сокровищами владеем, пока их не похвалят иностранцы. В 1961 году Борисоглебскую обитель посетил французский философ Жан-Поль Сартр. Свое восхищение от увиденного он выразил в следующих словах: «Ничего подобного нет нигде в мире. Это выше романских монастырей во Франции. Нигде на свете я не встречал столь полного слияния человека с природой». Для проявления душевной щедрости Сбербанк 4274 3200 2087 4403 Мои книги https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/ У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр! Последняя война Российской империи (описание и заказ)
ВКонтакте https://vk.com/id301377172 Мой телеграм-канал Истории от историка.
Ссылка на историю
https://zaist.ru/~oxhxh
|
Новинка по низкой цене
Книга-альбом
ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ
mail: inna.tsvetkova@yandex.ru |