Забытые Истории

Краткая история Ростова Великого

RSS
Краткая история Ростова Великого

1.

В России только два города официально назывались Великими — Ростов и Новгород. Любопытно, что при этом тот и другой в историческом плане являются в известном смысле городами-неудачниками. Оба они пережили кратковременный взлет, а затем превратились в рядовые провинциальные городки. Видно, не зря наши летописцы писали, что гордых Бог наказывает.

Краткая история Ростова Великого







Туземных обитателей Ростовской земли «Повесть временных лет» упоминает под именем мери. Это была финно-угорская племенная группировка, очевидно родственная современным марийцам (черемисам).

Краткая история Ростова Великого







Немногочисленное и невоинственное мерянское население не оказало сколько-нибудь заметного сопротивления славянам. «Происходило заселение, а не завоевание края, — пишет по этому поводу Ключевский. — Могли случаться соседские ссоры и драки; но памятники не помнят ни завоевательных нашествий, ни оборонительных восстаний». Археологические материалы показывают, что славянские городища мирно соседствовали с мерянскими поселениями, на территории которых не обнаружено каких-либо следов разрушений или вооруженных конфликтов. Так, например, Сарское городище мери (в окрестностях Ростова) запустело лишь к началу XIII века.

Реконструкция облика мерянского Сарского городища.








 Реконструкция облика мерянского Сарского городища.

Предметы быта летописной мери, найденные графом А. С. Уваровым при раскопках мерянских курганов во второй половине XIX века








 









Предметы быта летописной мери, найденные графом А. С. Уваровым при раскопках мерянских курганов во второй половине XIX века

Экономическое, военное и культурное превосходство славян привело к тому, что в течение IX–XII веков меря полностью растворилась среди славянских поселенцев. Причем мерянская племенная знать вошла в состав социальной верхушки славянских городских центров — на это, в частности, указывает наличие в славянском Ростове XI–XII веков «Чудова конца», то есть района, заселенного «чудью», местными финно-уграми. Мерянский этнокультурный компонент оказал заметное влияние на физиологический тип формирующейся великорусской народности. Именно финно-угры (а вовсе не татары, как гласит расхожее мнение) передали великорусам уплощенный тип лица, небольшой курносый нос, скуластость и темные волосы.
Само же название Ростова — славянского происхождения. Населенные пункты со схожим названием в средние века отмечены на территории как Северной, так и Южной Руси — например, Ростовец близ Киева, многочисленные речки и деревни Ростовки.

Древнейшая часть Ростова. С этого места начинался Ростов Великий. Там, где справа на фотографии вы видите дом жёлтого цвета, вероятно с 1210-х годов стоял княжеский двор.












 Древнейшая часть Ростова. С этого места начинался Ростов Великий. Там, где справа на фотографии вы видите дом жёлтого цвета, вероятно с 1210-х годов стоял княжеский двор.

Ростов, наряду с Суздалем, считался «старейшим» городом Ростово-Суздальской волости. Летопись упоминает его уже под 862 годом. Это известие, впрочем, давно признано недостоверным, поскольку археологические слои Ростова не уходят глубже второй половины Х века. Но даже если скинуть Ростову сотню лет, то он все равно сохранит свое значение одного из древнейших русских городов, вступивших ныне во второе тысячелетие своей истории.

2.

В конце Х века в Ростовскую землю пришло христианство. Это событие стало важной вехой в истории Ростова, потому что именно здесь была учреждена епископская кафедра. Как же проходило крещение Ростовской земли?

Краткая история Ростова Великого









В летописях по этому поводу царит полный разнобой. Крестителей Ростовской земли там набирается подозрительно много. Никоновская летопись, например, числит одним из них дядю святого князя Владимира, Добрыню, якобы крестившего «людей без числа» и воздвигнувшего «многия церкви». Другим крестителем местных жителей почитался сам князь Владимир, который «ходи в Ростовскую землю, и тамо крести всех…». В Холмогорской летописи эта заслуга приписана легендарному епископу Федору, о котором сказано, что он «бысть первый епископ в Ростове и крести всю землю Ростовскую и Суздальскую». Ряд летописей упоминают о миссионерской деятельности в Ростове князя Бориса (сына Владимира) и епископа Илариона, соперничавшего с Федором в праве считаться первым ростовским святителем.

Однако, несмотря на преизбыток крещений Ростово-Суздальской земли, в ростовском летописании так и не сложилось своего «канонического» рассказа о крещении жителей Ростова. Ростовский летописец, говоря об обращении своих соотечественников, просто дословно повторяет знаменитый рассказ «Повести временных лет» о крещении киевлян.

Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI—XIII вв













 Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI—XIII вв

А произошло это потому, что на самом деле никакого всеобщего и одноактного крещения ростовцев не было. Распространение христианства в Ростовской земле затянулось на многие десятилетия. Вот что, например, говорится в житии епископа Леонтия — первого святого Ростовской земли.
Он занял ростовскую кафедру в середине XI века. К тому времени, по летописным сведениям, Ростовская земля уже была раз пять крещена. Тем не менее, приехав в Ростов, Леонтий обнаружил на городской площади статую языческого бога Велеса. Избитый толпой язычников, епископ вынужден был уйти из города и поселился в окрестностях Ростова. Отчаявшись убедить взрослых язычников, он стал проповедовать Слово Божие детям, которых привлекал тем, что раздавал им хлеб с медом. Но в начале 1170-х годов Леонтий все-таки принял мученическую смерть от рук ненавидевших его волхвов. В настоящее время его мощи покоятся в Успенском кафедральном соборе. Память святому Леонтию отмечается 5 июня по новому стилю. У русских крестьян святой Леонтий назывался Огуречником, так как день его памяти считался наиболее подходящим временем для высаживания огурцов.

3.

Теперь я расскажу вам, как Ростов Великий превратился в город-музей.

Краткая история Ростова Великого







Первым удельным ростовским князем считается Константин, сын Всеволода Большое Гнездо. В домонгольскую эпоху Ростов пережил небывалый экономический и культурный подъем, став одним из самых больших городов Северо-Восточной Руси. В городе существовали княжеский и епископский дворы, большой торг, более 15 храмов, несколько монастырей.

Краткая история Ростова Великого








В начале XIII века в Ростовской земле жил знаменитый богатырь Александр Попович. Его деревянный замок находился в окрестностях города, на реке Где. По летописным сказаниям, богатырь погиб в битве с монголами на реке КАлке в 1223 году. Позднее он стал прототипом былинного богатыря Алеши Поповича.

Развитие Ростова было прервано монгольским нашествием, город был захвачен и разорен. С этого времени наступает политический упадок Ростова. В конце XV века московский государь Иван III Васильевич просто купил владения последнего ростовского князя.

Краткая история Ростова Великого









Однако на протяжении долгих столетий Ростов сохранял за собой значение религиозного центра. В конце XIV века ростовские архиереи получили сан архиепископов, а в конце XVI века — митрополитов. Одним из Ростовских митрополитов был знаменитый Филарет — будущий Патриарх и отец первого царя из династии Романовых, Михаила. Ростовская митрополия была одной из богатейших в России. Во второй половине XVII столетия митрополит Иона Сысоевич возвел в Ростове величественный ансамбль митрополичьего двора, окруженный крепостными стенами с высокими башнями. Лишь в конце XVIII века митрополичья кафедра был перенесена из Ростова в Ярославль.

Митрополичий двор












 Митрополичий двор

В Смутное время Ростов не избежал трагической участи многих русских городов. В 1608 году его сожгли и разграбили поляки. В истории Ростова это было последнее нашествие захватчиков.

Краткая история Ростова Великого








По губернской реформе 1778 года Ростов стал уездным центром. Со второй половины XVIII века и почти до конца XIX века в городе проводилась знаменитая Ростовская ярмарка, третья в России по товарообороту.
В середине XIX века исторический центр Ростове чуть было не исчез с лица земли. На этом месте планировалось создать торговый комплекс из магазинов, лавок и складских помещений — знакомая история, не правда ли? К счастью, купец Титов спас Ростовский кремль от разрушения.

А. Глушков. Портрет А.А. Титова, 1872




А. Глушков. Портрет А.А. Титова, 1872

Вместе со своими единомышленниками он начал реконструкцию кремля и на его базе в 1883 году создал музей церковных древностей, который существует и в настоящее время.

Музей церковных древностей в Белой палате Ростовского кремля












 Музей церковных древностей в Белой палате Ростовского кремля

В 1995 году музей-заповедник «Ростовский кремль» был включен в Список особо ценных объектов культурного наследия России.

4.

На ростовском гербе в его нынешнем виде изображен олень с ветвистыми рогами. Между тем животное это вовсе не является таким уж характерным для местной фауны.

Краткая история Ростова Великого











История ростовского герба довольно любопытна. Наиболее ранней ростовской эмблемой является композиция на монетах ростовских князей конца XIV — начала XV веков. Но вместо оленя она изображает человека с секирой, стоящего у дерева, под которым лежит человеческая голова. На дереве сидит птичка.

Краткая история Ростова Великого

Это — аллегорическая иллюстрация евангельского сюжета о проповеди Иоанна Крестителя. В христианской символике птица являлась олицетворением человеческой души. То есть птица на ветвях дерева олицетворяет отлетевшую душу Иоанна Крестителя, которому, как вы, наверное, помните, царь Ирод велел отрубил голову.
В середине XVI века, ростовской эмблемой становится изображение орла. Источник этого образа нужно искать в Псалтири. 151-й псалом прямо сопоставляет Бога и народ израильский с орлом над выводком своих птенцов. Та же аллегория допустима и в отношении ростовского орла, символически изображавшего ростовского архиерея с его паствой. Орел в данном случае — это не что иное как Ростовская земля, объединенная в единое целое духовной властью.

Орёл на государственной печати Ивана Грозного

Орёл на государственной печати Ивана Грозного

Краткая история Ростова Великого









Однако и эта эмблема не закрепилась за Ростовом. В XVII веке на ростовском гербе наконец появляется олень. В 1672 году был напечатан первый русский гербовник — Титулярник с полным государственным титулом царя Алексея Михайловича, состоящим из 33-х названий царств, княжеств и земель. Все они были представлены эмблемами — гербами. В подробном описании государственного герба Московского царства, в частности, указывалось: «В седьмой червленой части герб Ростовский — серебряный олень с золотым ошейником».

Изображение ростовской эмблемы из Титулярника 1672 г.














 
Изображение ростовской эмблемы из Титулярника 1672 г.

Если мы обратимся к значению оленя в христианской символике, то увидим, что он толкуется уже знакомым нам образом. В основе толкования лежит все та же Псалтирь — на этот раз слова псалма 41-го: «Как елень желает на источники водные, так желает душа моя к тебе, Боже». Как видим, олень у источника олицетворяет душу, стремящуюся к Богу.
Вот так, несмотря на чисто внешнее, формальное изменение ростовской эмблемы, смысл ее остался прежним. И олень, и птица символизировали человеческую душу, жаждущую Бога и борющуюся с соблазнами мира сего.

5.

В 1652 году ростовским митрополитом стал Иона Сысоевич. С его именем связано появление шедевра древнерусского зодчества — ансамбля Ростовской митрополии, которую чаще именуют Ростовским кремлем.

Парсуна с изображением Ионы, конец XVII века
















 Парсуна с изображением Ионы, конец XVII века

Иона Сысоевич вышел, что называется, из гущи народной. Родился он около 1600 года в ростовском селе Ангелово. Отец его был простым попом на глухом погосте. Но сын не просто выбился в люди, а стал одним из самых выдающихся церковных деятелей XVII столетия. Побывав настоятелем нескольких ростовских монастырей, он 1652 году был поставлен патриархом Никоном в митрополиты Ростовские и Ярославские.
Иона был умным, образованным человеком и пользовался большим уважением у царя Алексея Михайловича и церковных иерархов. Поэтому, когда в 1662 году патриарх Никон, поссорившись с царем, удалился в добровольную опалу, именно ростовский митрополит в течение двух лет возглавлял Русскую церковь в качестве местоблюстителя пустующего патриаршего престола
А потом Никон вдруг решил вернуться. В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года Иона служил заутреню в Успенском соборе Московского кремля. Неожиданно двери с шумом распахнулись и в собор ворвался бывший патриарх. Он предложил Ионе принять у него благословение (то есть подтвердить его легитимность как действующего патриарха), что Иона в страхе и сделал. Перечить Никону было себе дороже — он не боялся и самого царя. Вслед за митрополитом под благословение Никона потянулись прочие священнослужители и простой народ.
За потворство учинённой Никоном смуте Архиерейский собор с ведома и согласия царя отправил Иону обратно в Ростов. Митрополит Иона прожил долгую жизнь, больше 90 лет, и умер в глубокой старости, в 1691 году.
Остаток жизни митрополит Иона посвятил Ростову. Фактически он дал городу новую жизнь. В историю ростовской митрополии Иона вошел как неутомимый созидатель редких по красоте ансамблей. Это был поистине великий строитель, которому ни разу не изменили вкус и чувство гармонии. Стараниями митрополита Ионы созданы Ростовский кремль, постройки близлежащих монастырей — Борисоглебского, Белогостицкого, Зачатьевского, Угличского и Воскресенского. В своем родном селе Ангелове Иона построил огромный деревянный храм, имевший 365 окон — по числу лет в году. Не все из созданного Ионой дошло до наших дней, многое было варварски уничтожено в советское время, но сохранившиеся сооружения вошли в золотой фонд древнерусского зодчества.

Вид на Борисоглебский монастырь от реки Устье в 1911 г.

















 Вид на Борисоглебский монастырь от реки Устье в 1911 г.

6.

Несколько слов о любимом детище митрополита Ионы — Ростовском кремле.

Краткая история Ростова Великого








Грандиозный ансамбль Ростовского кремля сложился из трёх ранее не связанных друг с другом построек с прилегающими территориями: Успенского собора, Григорьевского затвора и архиерейских палат. При сооружении кремля старые постройки XVI века были сохранены — ростовские мастера умело встроили их в объемы новых зданий.
Строительство велось с начала 1670-х годов на протяжении двадцати лет. За это время Ростовский кремль стал как бы городом в городе, обнесенным высокими крепостными стенами с одиннадцатью башнями. Их шатровые крыши, в сочетании с луковичными пятиглавиями церквей, особенно хорошо смотрятся со стороны озера Неро.
Ростовский кремль построен так, что пройти по его галереям можно от храма к храму и от палаты к палате, не спускаясь на землю. Исследователи полагают, что строителем главных зданий Ростовского кремля был зодчий Петр Иванович Досаев. В то время, как в Москве зодчество уже приобретало формы навеянного европейским влиянием барокко, ростовские храмы возводились в согласии с древней традицией. Редкий по живописности и в то же время удивительно гармоничный ансамбль дополнял разбитый на центральном дворе роскошный сад с широким зеркалом пруда.
По замыслу митрополита Ионы, Ростовский кремль должен был символизировать небесный град — горний Иерусалим. Но в XVIII веке, после перевода митрополии из Ростова в Ярославль, кремль запустел и поступил в гражданское ведомство. Здания бывшего архиерейского двора заняли винные и соляные склады, учреждения, лавки. Кремлевский пруд был засорен, а в храме Григория Богослова устроили скотобойню. Церкви стояли с выбитыми окнами, здания потихоньку разбирались на стройматериалы. Только в 80-х годах XIX века группа местных ревнителей старины во главе с богатым купцом и знатоком древнего церковного искусства Андреем Александровичем Титовым выступила в защиту Ростовского кремля. Памятники кремля были восстановлены, а в Княжих теремах был устроен Музей церковных древностей. После революции 1917 года все постройки кремля были переданы в ведение местного краеведческого музея.
Ну, а тем, кому больше по душе современность, побывать в Ростовском кремле тоже будет интересно. Ведь именно по этим галереям удирали от царских стрельцов незадачливый управдом Иван Васильевич Бунша и обаятельный вор Жорж Милославский в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Краткая история Ростова Великого









В общем, так или иначе, без полусотни отличных снимков вы из Ростова не уедете.

7.

Мы продолжаем прогулку по Ростовскому кремлю. Пришло время поговорить о главной его достопримечательности — Успенском соборе.

Краткая история Ростова Великого








Успенский собор в Ростове Великом можно назвать ровесником Российского государства. По преданию, история его восходит к временам святого князя Владимира, когда в Ростове была учреждена епископская кафедра и построена первая деревянная церковь во имя Успения Богоматери — «чудный храм», по выражению летописца.
За свою тысячелетнюю историю собор не раз горел, рушился и перестраивался. Ныне существующее здание собора — четвертое по счету на этом месте — построено в начале XVI века. Его величественное здание стоит в центре древней городской площади. Образцами для него послужили одноименные соборы в Москве и во Владимире.
«Храм сей по своему зодчеству и по обширности — один из лучших нашего отечества», — писал в XIX веке известный путешественник по святым местам Муравьев. Высота Успенского собора составляет больше 48 метров, длина — 29,5 метра.
В годы Великой смуты одна из бандитствующих польско-литовских шаек под командованием Яна Сапеги взяла Ростов штурмом. Захватчики ворвались в Успенский Собор, где в это время проводил богослужение Ростовский митрополит Филарет, отец первого царя династии Романовых Михаила и будущий Патриарх всея Руси. Не взирая на святость церковного действа, поляки принялись грабить храм. С гробницы святителя Леонтия, первого ростовского чудотворца, была сорвана семипудовая позолоченная рака. К счастью, само здание собора не пострадало.

Краткая история Ростова Великого









Войдя в Успенский собор, вы как будто оказываетесь в гуще тысячелетней истории Ростова. Здесь находится усыпальница ростовских князей, архиереев и местных святых. До революции Успенский собор притягивал к себе тысячи паломников со всей России. Паломнические поездки русских государей обыкновенно начинались с молитвы в ростовском храме.

Краткая история Ростова Великого







Огромный позолоченный иконостас Успенского собора выполнен в 1730–40-х годах в стиле русского барокко. Ранее в Успенском соборе хранилась чудотворная икона Богоматери, написанная в XI веке иноком Киево-Печерской лавры преподобным Алипием — первым русским иконописцем, причисленным к лику святых. Её привез в дар Ростову великий князь Владимир Мономах. Теперь этот древний образ находится в Государственной Третьяковской галерее.

Краткая история Ростова Великого









Стены собора расписаны в середине XVII века ярославскими и костромскими мастерами. Эти великолепные, праздничные фрески оставляют впечатление волнующе-сказочного видения. Искусствоведы не зря называют живопись ростовского собора лебединой песней древнерусского искусства, чудесной и незабываемой.

8.

Мы продолжаем знакомство с Ростовским кремлем. В нем есть что не только посмотреть, но и послушать. Речь о прославленных ростовских звонах.

Западный фасад. Вид с соборной площади
















 Западный фасад. Вид с соборной площади

Ростовская звонница была построена в 1682–87 годах митрополитом Ионой. Находится она в кремле, рядом с Успенским собором. Её 13 колоколов прославились на всю Россию своим неповторимым звоном.
Ростовские колокола отливались в определенных весовых пропорциях по отношению друг к другу. Самый большой, весом в 2000 пудов, отлил в 1681 году мастер Флор Терентьев. Этому колоколу было дано имя «Сысой» в честь отца митрополита Ионы, схимника Сысоя. Его празднично-торжественный бас слышался на двадцать верст окрест. 1000-пудовый «Полиелейный» и 500-пудовый «Лебедь» отлил в 1682–83 годах мастер Филипп Андреев. 80-пудовый «Баран» отливал в 1654 году мастер Емельян Данилов. В XVII веке отлиты также 30-пудовый колокол «Красный», и 20-пудовый «Козел». Колокол «Голодарь» весом в 140 пудов был слит из старых колоколов в XIX веке. В него звонили в Великий пост — отсюда и его название. Остальные шесть колоколов названий не имеют, и время их изготовления не известно

Большие колокола ростовской звонницы: в центре «Полиелейный» и в дальнем пролёте — «Сысой».
























 Большие колокола ростовской звонницы: в центре «Полиелейный» и в дальнем пролёте — «Сысой».

В XIX веке ростовский протоиерей Аристарх Израилев сумел записать ростовские звоны обычными нотами. Благодаря ему мы знаем, как исполнялись старинные звоны. Величественный, плывущий Ионинский звон отличался большой торжественностью. Его исполняли пять звонарей. Двое раскачивали язык «Сысоя» со скоростью 42 удара в минуту. Третий звонарь синхронно бил в «Полиелейный». Четвертый в определенном ритме звонил в шесть колоколов, а пятый звонарь — в остальные четыре.
Праздничный Георгиевский звон отличался особой музыкальностью — так называемым «малиновым» перезвоном. При этом удар в большой колокол делался только в один край. Быстрый, летящий КолЯзинский звон имел плясовой темп.
Изучив музыкальную акустику ростовских колоколов, Аристарх Израилев добавил к старинным ростовским звонам свой собственный — Ионафановский. Им же были изготовлены камертоны, воспроизводящие звучание ростовских колоколов. Несколько позже ростовские звоны были записаны на грампластинку.
Нынешние ростовские звонари владеют как старинными, так и более поздними звонами. Чтобы услышать эти живые концерты не обязательно даже заходить в кремль — звук колоколов прекрасно слышен в любой точке города. В этот момент время исчезает — ведь вы слышите тот же самый звон, что и люди прошедших столетий.

9.

Борисоглебский монастырь стоит в 19-ти километрах от Ростова по дороге в Углич. Но быть в Ростове и не посетить Борисоглебский монастырь — это преступление перед самим собой.

Краткая история Ростова Великого









Историческое предание сообщает, что место для монастыря в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба выбрал сам Сергий Радонежский. В 1363 году он благословил на создание обители новгородских монахов Фёдора и Павла. Московские князья считали Борисоглебский монастырь своей «домашней» обителью. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в его стенах сына Василия Тёмного — Ивана III, будущего первого российского самодержца.

Монастырский собор Бориса и Глеба в 1911 году.

















 Монастырский собор Бориса и Глеба в 1911 году.

Первоначально все строения в монастыре были деревянными. Но спустя полтораста лет, в 1522 году, московский государь Василий III направил сюда своего придворного зодчего Григория Борисова, который положил начало каменному строительству. Свой окончательный вид монастырь приобрел в конце XVII века, после масштабной перестройки, предпринятой по указанию Ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Обитель превратилась в грозную крепость, с высокими, под 12 метров, стенами и 15-ю боевыми башнями.
Иван Грозный трижды посещал Борисоглебскую обитель и сделал в него более 20 вкладов: книги, значительные денежные средства и колокол весом в 138 пудов. Вклады в Борисоглебский монастырь делали также другие московские цари.

Борисоглебский монастырь с северо-западной стороны, 1900-е гг.









 Борисоглебский монастырь с северо-западной стороны, 1900-е гг.

Особенно прославился Борисоглебский монастырь в начале XVII века, когда в его стенах подвизался преподобный Иринарх — затворник, проживший в веригах 38 лет. В Смутное время в стенах Борисоглебского монастыря побывали знаменитые русские полководцы: князь Михаил СкопИн-Шуйский, Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, видевшие в преподобном Иринархе духовного наставника.
Петр I и Екатерина II не любили монахов. Проведенная ими секуляризация церковных доходов и земель превратила Борисоглебскую обитель в заурядный провинциальный монастырь. Большевики и вовсе упразднили его в 1924 году, устроив на территории монастыря филиал Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». Возрождение монастыря произошло лишь спустя 70 лет, в декабре 1994 года.

Надвратная Сретенская церковь в 1911 году. Фотография Сергея Прокудина-Горского

















 Надвратная Сретенская церковь в 1911 году. Фотография Сергея Прокудина-Горского

Как водится у нас в России, мы редко догадываемся, какими сокровищами владеем, пока их не похвалят иностранцы. В 1961 году Борисоглебскую обитель посетил французский философ Жан-Поль Сартр. Свое восхищение от увиденного он выразил в следующих словах: «Ничего подобного нет нигде в мире. Это выше романских монастырей во Франции. Нигде на свете я не встречал столь полного слияния человека с природой».

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Краткая история Ростова Великого






ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

Ссылка на историю https://zaist.ru/~oxhxh

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru