Забытые Истории

Один день в древнем Новгороде

RSS
Один день в древнем Новгороде

Предисловие

12 января 1231 года.

По древнерусскому календарю — 30 декабря 6738 года от сотворения мира или 1230 года от Рождества Христова.

Мы проведём этот день с новгородским мальчиком по имени Онфим. Он — настоящая «звезда» древнерусской истории. Его имя встречается в школьных учебниках и научных трудах, о нём пишут исторические романы и повести. Можно без преувеличения сказать, что это — самый известный мальчик из эпохи Древней Руси (IX–XIII века).

За что же ему такая честь? Что он сделал героического или необыкновенного?

Он просто... учился. Царапал на бересте буквы, слова, рисунки. Потом выбрасывал эти исчерченные грамотки, как современный школьник — исписанную тетрадь. Они пролежали в земле сотни лет (дерево очень хорошо сохраняется в новгородской почве). И вот однажды, в 1957 году археологи извлекли их на свет, одну за другой. Набралось 12 грамоток и 5 отдельных рисунков — словно послания из далёкого прошлого. И теперь благодаря им мы знаем, чему и как учился Онфим, и даже о чём он мечтал.

Такие находки — большая редкость. Недаром грамотки Онфима хранятся в Историческом музее Новгорода и входят в число наиболее ценных музейных экспонатов.

Я ПРОСЫПАЮСЬ

Мой день начинается с рассветом, в первом часу дня.

Мы делим сутки на две части — день и ночь. Счёт часам в каждой половине суток ведётся отдельно: с восходом солнца начинается первый час дня, после захода — первый час ночи.

Один день в древнем Новгороде. Часть 1. Утро

Сегодня второй день седмицы — понедельник. Поспать вволю можно было вчера, а нынче пора вставать.

Седмица — древнерусское название недели. Собственно неделей назывался день отдыха («не-дело», наше воскресенье). Он же был первым днём в седмице. Названия других дней обозначали их место в седмице: понедельник («первый день после недели»), вторник, среда («середина седмицы») и т. д. Название «суббота» появилось в древнерусском календаре после принятия христианства. Оно происходит от древнееврейского слова «шаббат» (покой, отдых). Воскресеньем вплоть до XVI века называли один день в году — первый день Пасхи (церковный праздник Воскресения Иисуса Христа).
В течение года время восхода солнца в Новгороде колеблется в диапазоне от 3 часов 47 минут в июне до 9 часов 46 минут в декабре. Соответственно и «первый час» дня для новгородца XIII века наступал в разное время.

11 января солнце в Новгороде восходит в 06 часов 53 минуты. Но деления часа на минуты и секунды на Руси тогда ещё не существовало. Поэтому первый час дня для Онфима начался в условные 7 часов утра по современному счёту времени.

МОЙ ДОМ

Один день в древнем Новгороде. Часть 1. Утро

Я живу в деревянном доме. Он сложен из сосновых брёвен, без единого гвоздя. Все брёвна плотно подогнаны один к другому, между ними проложен мох для теплоты. Снаружи дом выглядит очень красиво. Выступающим концам брёвен приданы очертания животных и птиц, оконные наличники и края скатов крыши изукрашены затейливой резьбой, крышу венчает изображение двух коней, обращённых головами друг к другу. Согласно древнему поверью, конь приносит удачу и оберегает от напастей. «Конь на крыше — в избе тише», — говорят в народе.

В моём доме два яруса (этажа). Нижний называется подклеть. Здесь находятся кладовые, где батюшка держит свой товар, и погреба, в которых хранятся заготовленные на зиму варенья и соленья.

От крыльца на второй, жилой, ярус ведёт широкая наружная лестница. Поднявшись по ней, попадаешь в сени. Это передняя, неотапливаемая комната, не позволяющая ветру и холоду проникнуть в дом. В сенях всегда прохладно, поэтому в них хорошо спать летом.

Зимой же я сплю в опочивальне, возле печки, на полатях — длинных полках под потолком, где летом сушат съедобные и целебные травы. Мои родители спят здесь же. Ложем им служит большой сундук, поверх которого постелена пуховая перина с изголовьем и подушками. В сундуке хранятся драгоценности, украшения и самые нарядные одежды нашей семьи. У меня на полатях тоже есть перинка с подушкой и одеяльцем.

Печь в нашем доме сложена из камней, насухо — без раствора. Наверху у неё имеется деревянный короб, выходящий через крышу наружу, — для отвода дыма. В домах победнее топят по-чёрному: дым выходит на улицу через дверь, выедая глаза, оседая на потолке и стенах толстым слоем копоти.

Между сенями и опочивальней находится горница — самая большая, светлая и нарядно убранная комната в доме. Холодный свет зимнего утра проникает в неё через два больших окна. Искусный мастер собрал их из небольших кусков слюды, выложив ими узор из птиц и трав. Жаль, полупрозрачная слюда не позволяет видеть, что происходит снаружи.

Горница — означает «верхняя комната», от слова «гора». Служанок, которые прислуживали в горнице, называли горничными.

УТРО НАЧАЛОСЬ

Один день в древнем Новгороде. Часть 1. Утро

Я слезаю с полатей, чтобы умыться и одеться. На мне исподнее (нательное) бельё — льняные рубаха и штаны. С полотенцем через плечо я, заранее поёживаясь, отворяю дверь в холодные сени. Вода в кадке за ночь успела подёрнуться ледком. Я снимаю с гвоздя деревянный черпак, отгоняю им прозрачные ледышки к краям кадки, зачерпываю воды и ополаскиваю лицо. Костяным гребешком расчёсываю на прямой пробор свои русые кудри. Пострижен я коротко, в кружок, волосы едва закрывают мои уши.

Один день в древнем Новгороде. Часть 1. Утро

Верхнюю одежду я с вечера сложил на лавке, под полатями. Исподнее бельё я заправляю в суконные штаны, подвязываю их шёлковым шнурком и надеваю поверх рубаху из тонкой шерсти, без воротника. Перед тем как сунуть ноги в сапоги, завёртываю ступни в онучи — куски плотной шерстяной ткани. Сапоги у меня тоже зимние, утеплённые войлоком. Их шьют на одну ногу, так что поначалу можно не задумываться, где правый, а где левый сапог. Нужную форму они приобретают после долгой носки.

И вот я готов к утренней молитве.

Молельня — самая дальняя комната в нашем доме, за опочивальней. По сути, это домашняя церковь, с иконами, богослужебными книгами, церковными принадлежностями. Свои самые сокровенные молитвы я обращаю к мученику Анфиму, епископу Никомидийскому, своему небесному покровителю, чьё имя я ношу. Он жил в Римской империи и пострадал за христианскую веру от рук императора Диоклетиана, жестокого гонителя христиан. Память святому Анфиму отмечают в церкви 16 сентября. Это и есть мои именины — день, когда я был крещён и наречён христианским именем. Отец, мать и все родные поздравляют меня в этот день, желают долгих лет жизни, угощают сластями.

Что до моего дня рождения, то он мне не известен — у нас не принято помнить его и отмечать как праздник.

Один день в древнем Новгороде. Часть 1. Утро

«Так вот, в чём здесь подоплёка», — говорим мы, узнав истинную причину того или иного происшествия. А вот во времена Онфима подоплёкой называли подкладку рубахи. По подоплёке можно было определить положение человека в обществе. Рубахи у богатых, знатных людей были подшиты дорогими материями, а бедняков выдавала изнанка из дешёвой ткани, или вовсе без неё. Отсюда пошло выражение «узнать подоплёку», то есть истину, потому что подоплёка спрятана глубоко под верхней одеждой, как истина — под слоями ошибочных мнений, невежества и предрассудков.

МОЯ СЕМЬЯ

Выйдя из молельной комнаты, я подхожу к родителям за благословением.

Один день в древнем Новгороде. Часть 1. Утро

Батюшку своего я вижу не часто. Он — купец, или, как говорят у нас, «гость», ездит с товаром в дальние страны: по морю — на Запад, по рекам — на Восток. Новгородская земля богата пушниной, мёдом, воском, строительным лесом, а искусные изделия наших ремесленников славятся во всём свете. В восточных странах можно выгодно продать одежды из льна, доспехи и мечи. На Западе охотно покупают изделия из кожи, керамику, золотые и серебряные украшения. У нас же в городе спросом пользуются заморские вина, дорогие ткани и другие роскошные вещи, медь, свинец, олово, янтарь.

Один день в древнем Новгороде. Часть 1. Утро

От русских княжеств Новгороду нужен только один товар — зерно, в наших краях хлеб родится плохо. Главный поставщик хлеба в Новгород — Владимиро-Суздальская земля.

Один день в древнем Новгороде. Часть 1. Утро

Средневековый персидский поэт Низами в своей знаменитой поэме «Искандер-Намэ» упоминает льняные одежды из «страны русов», «ценою каждая в золотую монету». В трудах историка Амира Хосрова рассказывается о привозе в Индию русских мечей, льна и льняного полотна, которые индийская знать жаловала своим приближённым в виде почётного дара. Арабский географ Аль-Балхи пишет, что в Русской земле «изготавливают очень ценные клинки и мечи, которые можно согнуть пополам, и они вновь выпрямляются, если отнять руку» («Книга границ...»).

Один день в древнем Новгороде. Часть 1. Утро

Моя матушка тоже происходит из купеческой семьи. Её родители дали за ней богатое приданое, которое позволило отцу расширить торговлю. Матушка ведёт домашнее хозяйство, занимается рукоделием, следит за моим воспитанием и присматривает за прислугой.

Дом наш полон дворовых людей, холопов — ключников, конюхов, поваров, комнатных девушек и прочих. У них нет ни свободы, ни имущества — они продали себя в пожизненное услужение, в основном за неоплатные долги. Но хотя батюшка имеет над ними полную власть, все они тоже считаются частью нашей семьи.

Наши предки дорожили семейными отношениями. Народные пословицы и поговорки гласят:

В семье и каша гуще.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

На что клад, коли в семье лад.

Наконец, можно позавтракать. Мы садимся за длинный стол в горнице: батюшка — во главе стола, матушка — напротив, а я сбоку, между ними. Сегодня пятый день Святок — чреды праздничных дней, следующих за Рождеством, когда можно вкушать скоромную пищу. Я довольствуюсь стопкой блинов, тарелкой творога с мёдом и двумя кружками яблочного кваса. Ранний перекус — не самый обильный, поутру телу достаточно простой сытной пищи.

Святки (святые дни) в христианской традиции — 12 праздничных дней между Рождеством Христовым (25 декабря / 7 января, по старому и новому стилю соответственно) и Крещением Господним (6 / 19 января). Церковные святки на Руси совпали по времени с древними языческими празднованиями, поэтому даже после принятия Русью христианства в святочные дни по улицам русских городов и деревень ходили ряженые (весёлые компании, облачённые в звериные шкуры и маски), а в домах совершались магические обряды: девичьи гадания о суженом (женихе) и др.

Скоромная пища — продукты животного происхождения: мясо, яйца, сливочное масло, сыр, творог, сметана, молоко. Название происходит от древнерусского слова «скором» — «жир, масло». Скоромная пища не употребляется во время церковных постов, перед большими церковными праздниками — Рождеством Христовым, Пасхой и др. При строгом посте воздерживаются и от рыбы. Дни, в которые верующим разрешается принятие скоромной пищи, называются «скоромными днями», а принять эту пищу в постный день — «оскоромиться». Постных дней в церковном календаре насчитывалось в разные времена от 178 до 212 в году.

МОЙ УЧИТЕЛЬ

После завтрака настаёт час ученья.

Мой учитель — Тимофей, пономарь Юрьевского монастыря, одного из древнейших на Руси. Он молод, но пользуется уважением в городе и при княжьем дворе за невероятную учёность, которой может похвастаться не всякий старец. Недаром именно ему наш духовный владыка архиепископ Спиридон поручил составление и переписывание Новгородской летописи. Мой батюшка сделал в Юрьев монастырь богатый вклад, чтобы монастырское начальство позволило Тимофею стать моим учителем.

От Юрьева монастыря до нашего дома путь неблизкий. Но отец Тимофей всегда приходит без опозданий. Обычно к окончанию моего завтрака он уже сидит в сенях с книгой на коленях в ожидании, когда его пригласят в горницу.

Летописи — древнерусские исторические произведения, в которых события излагаются «по летам», то есть по годам. Старинное слово «лето» в значении «год» живёт и в современном языке. Мы до сих пор говорим: восьмилетний ребёнок, мне столько-то лет и т. д.

Летописание на Руси появилось вскоре после принятия христианства, в первой половине XI века. Первые летописи были составлены в Киеве и Новгороде. Новгородских летописцев особенно отличала любовь к родному городу. Они стремились возвеличить и прославить его историю, показать силу и храбрость своих соотечественников.

Имена летописцев вносились в летопись только мимоходом, случайно. Так, о себе «грешный Тимофей пономарь» упомянул в записи под 1230 годом. Мы знаем, что его предшественником в деле составления Новгородской летописи был Герман Воята, священник церкви святого Иакова. Церковь эта стояла на Добрыниной улице, которая вела на юго-запад от кремля.

До нас дошли сотни списков древнерусских летописей. Но, возможно, ещё больше их сгорело. Последний такой случай произошёл во время нашествия Наполеона в 1812 году, когда в огне московского пожара погибла так называемая Троицкая летопись — летописный свод начала XV века.

КАК Я УЧИЛСЯ ГРАМОТЕ

В ученье меня отдали шести лет от роду. Тимофей сразу усадил меня за обучение грамоте. На рынке у писцов были куплены письменные принадлежности — цера и писало.

Один день в древнем Новгороде. Часть 1. Утро

Цера — деревянная вощёная табличка величиной с ладонь взрослого человека или чуть больше. Батюшка не поскупился: с задней стороны она была украшена резным узором, а на лицевой её части, по краям, вырезана азбука. Очень удобно для запоминания и упражнений в чистописании. Сперва заучиваешь, как произносятся буквы — «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро», «есть» и так далее, потом смотришь, как они пишутся и заострённым концом писала (костяного стержня) выводишь их на воске. Если дрогнула рука, замазываешь написанное плоской лопаткой на верхнем конце писала.

Писать буквы на цере я выучился довольно быстро. А затем начались мучения — нужно было учиться процарапывать азбуку без помарок на бересте. Берёста — наш главный писчий материал, дешёвый и сподручный. Её заготавливают в конце весны, когда она легко отделяется от внутренней части коры. Обдирают берёсту только с поваленных ветром или спиленных деревьев. Она не терпит от писца неряшливости — написанное на ней трудно исправить, берёста требует твёрдой руки.

На втором году Тимофей принялся обучать меня грамоте по складам. Сколько же сил мне стоило заучить и понять, что «буки-аз» означает «ба», «буки-есть» — «бе», а «добро-аз» — «да»! Каждый кусок берёсты я исписывал бесконечными столбцами слогов со всеми двадцатью согласными. Однажды, когда в доме кончилась берёста, я оторвал дно у берестяного лукошка, в котором хранились яблоки, и вдоль и поперёк исчеркал его буквами азбуки и складами. Матушка, увидев раскатившиеся по горнице яблоки, хотела наказать меня, но Тимофей остудил её гнев, сказав, что такое рвение к ученью, несомненно, вложено в меня Богом. Я и в самом деле всем сердцем полюбил буквы — эти таинственные знаки, придуманные святыми братьями Кириллом и Мефодием для того, чтобы всем народам славянского языка открылась книжная премудрость.

Дно берестяного лукошка с письменами Онфима: азбука и склады.

Дно берестяного лукошка с письменами Онфима: азбука и склады.

Порой, устав вырисовывать чёрточки и круги, я погружался в мир вымысла и увлечённо рисовал на свободных от надписей кусках берёсты неведомых чудовищ или, вообразив себя победоносным воином, насмерть поражал врагов Русской земли.

Рисунок Онфима. Чудище и надпись от его лица: «Я зверь». Здесь же учебная запись с вежливым обращением: «Поклон от Онфима к Даниле». Этой формулой начинаются почти все найденные новгородские грамоты.

Рисунок Онфима. Чудище и надпись от его лица: «Я зверь». Здесь же учебная запись с вежливым обращением: «Поклон от Онфима к Даниле». Этой формулой начинаются почти все найденные новгородские грамоты.
Онфим изобразил себя в виде всадника, поражающего копьём врага.

Онфим изобразил себя в виде всадника, поражающего копьём врага.

Выучившись как следует складам, я приступил к чтению книг, а потом и к обучению счёту. Батюшка сам наблюдал за моими успехами. «Счёт для купца — самая важная наука, — твердил он мне. — Деньга счёт любит. Никому не верь, только счёту верь!»

Я ЧИТАЮ ЛЕТОПИСЬ

К своим одиннадцати годам я преуспел в грамоте настолько, что начал помогать отцу вести торговые дела. Для меня не составляло труда написать послание приказчикам, которые ведут наши дела в других городах или счесть прибывший товар. Тут, казалось бы, и конец науке — что ещё нужно купеческому сыну? Но я упросил батюшку продлить мои занятия с Тимофеем.

Теперь Тимофей приходит в наш дом вместе с летописью, и мы читаем её страница за страницей. Летопись, как и все книги, пишется от руки, пером и кистью. Материалом для неё служит пергамен — тонко выделанная телячья кожа. Начальные буквы на каждой странице летописец вырисовывает в виде замысловатых фигур, узоров и раскрашивает красками. Слова в предложении пишутся слитно печатными буквами. К особо важным местам повествования прилагаются цветные рисунки с изображением происходящего.

Пергаменные страницы скреплены прочным переплётом из двух досок, обтянутых кожей и окованных позолоченной медью. С внутренней стороны переплёт обшит бархатом. Со стороны летописная книга выглядит, как увесистый сундук. Сходство дополняет железная застёжка с замком.

О начале Русской земли летопись повествует так.

В далёкие времена род славянский поселился на Дунае. Но затем другие народы вытеснили славян с их родных мест. Славянские племена разбрелись по земле: одни ушли в Польшу и к берегам Варяжского моря, другие — в Чехию и Моравию, третьи — в Болгарию. Те же славянские народы, которые подались на восток, в большинстве своём осели на берегах Днепра, Волги, Оки, а ушедшие ещё дальше, на север, добрались до озера Ильменя, где построили град и назвали Новгородом.

Название Новгорода расшифровывается легко — «Новый город». Хотя в наши дни «новым» его никак не назовешь. Наоборот теперь — это один из древнейших русских городов, свидетель всей тысячелетней истории России. Он возник путём слияния трёх родовых поселений: в одном из них жили ильменские словене, в другом — пришельцы из земель западных славян (варяги), в третьем — родовые старейшины местных угро-финских племён (славяне называли их «чудь»). Примерно в 955 году они объединились и построили вокруг своих поселений общую городскую стену. Это событие и стало началом истории Новгорода.

Историки и археологи предполагают, что Новгород появился рядом со «старым городом» — прежним, более древним поселением новгородских славян. Возможно, этим «Старгородом» было Городище (или Рюриково городище, как его ещё называют), возникшее почти на сто лет раньше Новгорода. Ныне оно располагается в двух километрах к югу от городского центра.

По прошествии многих лет в Новгородскую землю стали приходить варяги — люди славянского языка, живущие на побережье Варяжского моря, рядом с немцами. Они обложили данью новгородских славян, а также окрестные племена — чудь и мерю.

Но однажды новгородцы, кривичи, чудь и меря восстали на варягов и изгнали их за море. И начали владеть сами собой и грады ставить. Но не было средь них правды, и восстал род на род, и была между ними рать великая и усобица. Тогда сказали они: «Поищем себе в других странах князя, который владел бы нами и судил по праву». Посовещались и послали гонцов к руси — одному из варяжских народов. Новгородские послы сказали руси: «Земля наша велика и обильна, а князя в ней нет. Приходите к нам княжить и владеть нами». Тогда собрались три брата, взяли с собой всю русь и пришли. Старший брат именем Рюрик сел в Ладоге, средний, Синеус, — на Белоозере, младший, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов-руси прозвалась Русская земля.

Рюриковы братья вскоре умерли, а он сел княжить в Новгороде и стал один владеть всей Новгородской землёй.

Когда же не стало и его, воевода Олег взял малолетнего сына Рюрика, княжича Игоря, и вместе с дружиной поплыл вниз по Днепру, на юг. Добравшись до земли племени полян, он сел княжить в Киеве и нарёк этот город матерью городов русских. Так Новгород и Киев объединились в единое Русское государство.

Самым могущественным и просвещённым соседом Руси была империя греков — Ромейская держава, или Византия. Её столица — Константинополь — была хорошо знакома русским людям под именем Царьграда, то есть величайшего среди всех городов земли. Сюда приезжали купцы из Киева и других городов Руси. Они видели, что греки исповедуют православие и верят, что именно христианский Бог сделал их страну столь великой. Мало-помалу русские князья тоже захотели обрести непобедимого небесного защитника — Господа Иисуса Христа. Княгиня Ольга побывала в Царьграде и приняла там христианство, а её внук, князь Владимир, крестил всю Русскую землю.

Правда, у нас, в Новгороде, введение новой веры встретило яростное сопротивление. Славянские жрецы-волхвы призывали народ умереть за старых богов. С большим трудом княжеские воеводы Добрыня и Путята привели новгородцев к покорности. Чтобы сломить сопротивление мятежников, пришлось даже поджечь Новгород.

С этих пор на Руси возникла поговорка: «Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнём».

Так, год за годом, летопись развёртывает перед моими глазами свиток времени. Сегодня на очереди повесть о том, как Новгород стал вольным городом.

Долгое время Новгород находился под властью киевских князей, которые обыкновенно присылали к нам княжить своих старших сыновей. Новгородцам это казалось тягостным. И вот, лет за сто до моего рождения, 28 мая 1136 года, новгородцы разозлились на тогдашнего князя Всеволода Мстиславича и выгнали его из города. «С поля битвы первым бегает, людьми не управляет, праведного суда не творит, время проводит в потехах да на охоте. Зачем нам такой князь?», — решили они. С того дня новгородцы завели обычай приглашать себе князей по своему желанию и держать их до тех пор, пока они исправно выполняют народную волю. А чтобы избранный князь не покушался на новгородские вольности, с ним заключают письменный договор — ряд, где перечислены все его права и обязанности. Нарушил хоть один пункт — скатертью дорога из вольного Новгорода! Это называется «показать путь». Присматривают за князем городской голова — посадник, тысяцкий — предводитель городского полка и церковный владыка Новгорода — архиепископ. Их, как и князя, выбирают всем городом на народной сходке — вече.

В XIII веке, при жизни Онфима, Новгород был уже самым большим и густонаселённым городом Древней Руси. В нём жило примерно 30 тысяч человек. Новгороду подчинялись «младшие города», или «пригороды», вроде Пскова, Ладоги и Торжка, а также обширные земли на севере, вплоть до Финского залива и Белого моря. По своим размерам Новгородская земля превосходила большинство тогдашних государств Европы.

ЗАМОРСКИЙ ДРУГ

Наш урок прерывается появлением батюшки.

— Ну что, закончили книжки читать? — спрашивает он. — Тогда прощай, Тимофей, с Богом. Моему Онфиму пора делом заняться.

Тимофей кланяется батюшке и уходит. А я начинаю одеваться. Нужно выполнить батюшкино поручение — принять прибывший издалека драгоценный товар: собольи меха.

Перед тем как выйти на улицу, я надеваю бархатную, подбитую мехом, свиту. Так мы называем длинный, ниже колена, кафтан, расширенный книзу при помощи клиньев. Рукава свиты свисают почти до пола, в них сделаны разрезы для кистей рук. Подпоясываюсь я широким тканым поясом. На плечи набрасываю тёплую шубу (она пошита мехом внутрь, а снаружи покрыта шёлковой тканью), натягиваю на уши меховую шапку с косым отворотом и спускаюсь в подклеть. Не хочу уходить из дома, не повидавшись со своим заморским другом.

Один день в древнем Новгороде. Часть 1. Утро

Минувшей осенью батюшка был за морем, у немцев, и привёз оттуда диво дивное — не то зверя, не то человека. Называется эта Божья тварь — макак, или варварийская обезьяна. Вся в шерсти, а тело человечье — хвоста нет, руки длиннющие, с пальцами, и корчит рожицы не хуже скоморохов. Для неё выделили одну из тёплых клетей (мы богаты и можем позволить себе отапливать оба яруса нашего дома — нижний и верхний). Ежедневно я навещаю нашу обезьянку и даже успел подружиться с ней. Когда я вхожу в её жилище с горсткой орехов в кулаке, она радостно бежит мне навстречу и начинает кружиться вокруг, откалывая такие коленца, что я помираю со смеха. Но сегодня я навсегда расстаюсь со своим дружком, а почему — об этом позже.

Скоморохи — древнерусские бродячие актёры и музыканты. Их называли также: гусельники, игрецы, плясуны, весёлые люди. Скоморохи часто выступали в кожаных масках, которые олицетворяли того или иного персонажа в разыгрываемом представлении.

Я ОТПРАВЛЯЮСЬ В ПУТЬ

Выйдя из дома, я направляюсь к воротам. Наш дом стоит на большом земельном участке, огороженном высоким бревенчатым частоколом — за него не заглянешь даже сидя верхом на лошади. На обширном дворе перед домом стоят хозяйственные постройки — конюшня, свинарня, курятник и прочие. Остальная земля отведена под сад и огород. Почти всё необходимое для жизни мы выращиваем и делаем сами.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

В садах новгородцев XIII века росли яблони, вишневые и сливовые деревья, кусты малины. «Царицей овощей» была репа. Стоила она дёшево, а готовить её очень просто. До наших дней дошла поговорка — «Проще пареной репы». Из неё варили похлебки и каши, готовили квас, масло и начинку для пирожков, ею фаршировали уток и гусей, репу квасили и солили на зиму. Смешанный с мёдом сок репы использовали в лечебных целях.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

Наряду с репой новгородцы выращивали на своих огородах горох, капусту, огурцы, свёклу, репчатый лук, редьку. Остальные овощи, обычные на нашем столе, появились в России значительно позже — в XVI–XIX веках.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

Я выхожу за ворота и оглядываюсь по сторонам. Город утопает в сугробах и подпирает стылое небо столбами сизого печного дыма (верная примета — к морозам!). Но мостовая расчищена — за этим строго следят городские власти. Каждый хозяин двора в Новгороде обязан сделать взнос на расчистку и починку мостовой.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

Первая мостовая Новгорода была уложена в середине Х века. Для сравнения: в Париже улицы замостили спустя два столетия, а в Лондоне — только в XIV веке.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

Новгородские мостовые представляли собой сосновый настил шириной 3–4 метра, уложенный на поперечные лаги. Вдоль мостовых были проложены деревянные желоба и трубы для отвода сточных вод. Срок службы мостовой составлял примерно 20 лет. Когда она прогнивала, новую настилали прямо поверх старой. На самых древних улицах Новгорода археологи обнаружили настоящие «слоёные пироги» из мостовых — толщиной до 28 слоёв! Щели между брёвнами завалены ореховой скорлупой. Для новгородцев калёные лесные орехи заменяли семечки и жевательную резинку.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

Мой путь лежит на другой берег Волхова. Река Волхов течёт с юга на север (из Ильмень-озера в Ладожское) и делит Новгород пополам. Западная, Софийская сторона называется так по стоящему здесь Собору Святой Софии. Противоположная, восточная часть города, где находится торговая площадь, зовётся Торговой стороной. Стороны делятся на концы. Всего в Новгороде их пять: три на Софийской стороне — Неревский, Загородний, Людин и два на Торговой — Плотницкий и Славенский. Мой дом стоит на Софийской стороне, в южной части Неревского конца.

Я раскалываю зубами первый орех, сплёвываю скорлупу и пускаюсь в дорогу. Идти недалеко — тысячи полторы шагов. Поспею вернуться домой ко второму завтраку.

НА ВЕЛИКОМ МОСТУ

Улица, по которой я иду, называется Великой, потому что ведёт к Великому мосту. Он связывает Софийскую и Торговую стороны.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

Посередине моста я останавливаюсь, чтобы полюбоваться видами города.

Софийская сторона привлекает взгляд высокими стенами и башнями детинца (кремля) и величественным храмом Святой Софии. Это — душа и сердце нашего города. Когда новгородцы идут в бой, они кричат: «Умрём за Святую Софию!» Вокруг кремля виднеются купола множества других церквей, поменьше.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

Торговая сторона знаменита своим рынком. Иначе его называют Ярославово дворище — по имени князя Ярослава Мудрого, который в пору своего княжения в Новгороде (до 1018 года) поставил здесь свой двор.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

К югу от Торга, на берегу Волхова, виднеется Готский двор, основанный купцами с острова Готланд. Он легко различим по характерным очертаниям «варяжской божницы» — католической церкви Святого Олафа. Между Новгородом и Готландом 11 дней пути.

Древняя Русь не зря созвучна со словом «древо» (дерево). Древнерусские города, в том числе и Новгород, были деревянными. Залежи твёрдого камня — редкость на бескрайней Русской равнине. Любимыми материалами русских зодчих были белый камень (известняк) и гранитные валуны из ледниковых отложений. Их использовали главным образом при постройке крепостных башен и главных храмов — городских соборов.

Деревянный город — лёгкая добыча огня. Крупные пожары случались в Новгороде с периодичностью в 8 лет, иногда истребляя чуть ли не весь город. И тогда на пепелище вырастал новый Новгород.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

Вдоволь насмотревшись по сторонам, я перегибаюсь через поручни и гляжу вниз, на мощные опоры моста — городни. Я давно подсчитал их число — 22. Каждая из них укреплена деревянным срубом с утрамбованной землёй внутри. Но даже такие сооружения с трудом выдерживают удары огромных льдин в пору весеннего половодья. Каждые два-три года мост приходится чинить — порой льдины выбивают до 15 опор.

Волхов — удивительная река. Замерзает она только в лютые морозы. А однажды я с изумлением увидел, как её воды текут вспять, против своего обычного течения. Потом я прочитал в летописи, что такое бывало и прежде. Например, в 1176 году Волхов тёк вспять целых пять дней.

Волхов меняет своё течение из-за того, что иногда его притоки в районе Ильмень-озера мелеют, уровень воды в них резко падает. И тогда скопившаяся в низовье масса волховской воды устремляется обратно, течение Волхова на какое-то время меняет направление движения или останавливается. Последний раз это можно было наблюдать всего несколько лет назад — в апреле 2013 года.

СКАЗАНИЕ О ВОЛХОВЕ-ЯЩЕРЕ

Когда я смотрю на Волхов, я каждый раз вспоминаю одно предание, которое поведал мне батюшка.

О начале Русской земли и строительстве Новгорода там говорится не совсем так, как в летописи.

В незапамятные времена жил за Дунаем князь Словен со своим народом — словенами. Снявшись однажды с насиженных мест, он увёл словен на север. Их блуждания продолжались долгие годы, пока они не достигли Ильмень-озера. На его берегу князь Словен основал Великий град, или Словенск, который ныне зовётся Новгородом. Вытекающая из озера река была названа в честь старшего сына Словена — Волхова.

Этот Волхов был искусный волшебник и оборотень. Свои колдовские чары он обращал во вред людям. Превратившись в ящера-крокодила, он перекрыл водный путь по реке. Тех, кто отказывался ему поклоняться, он топил или пожирал. Люди, живущие окрест, стали почитать его, как бога. Святилища-капища бога-ящера располагались на болотах, по берегам озер и рек. Главное капище стояло недалеко от Новгорода, в том месте, где из озера Ильмень вытекает река Волхов. Чтобы умилостивить жестокого оборотня, в воду бросали чёрных кур, а иногда и юных девиц.

Много бед сотворил Волхов. Люди боялись его и никак не могли с ним совладать. Наконец, они обратились к могучему Перуну — богу грома и молнии. Волхов, узнав об этом, обратился в бегство, а Перун бросился за ним вдогонку. Много дней продолжалась эта погоня. Как-то раз уставший Волхов забрался в дупло дуба и там заснул. Перун нашёл его и ударил в дерево молнией. Новгородцы погребли сгоревшего бога-ящера, но земля просела под его могилой, и Волхов провалился под землю, в самую преисподнюю.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

У нас в городе есть люди, которые до сих пор верят в Перуна и других старых богов. Они носят их изображения на шее, вместе с нательным крестом и иконками. Мне же, хоть я и мал, такие истории кажутся сказками. Но послушать их я люблю.

Я СЧИТАЮ МЕХА

Торговая площадь окружена большими складскими клетями — помещениями, где купцы хранят свои товары. Возле нашей клети стоит пяток саней с ворохами мягкой рухляди — так у нас зовётся пушнина. Они прибыли с далёкого севера — из Югорской земли. Ежегодно на исходе осени батюшка отправляет туда своих людей, потому что именно там добывается самый ценный мех, с густым и длинным волосом.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

По рассказам вернувшихся оттуда путешественников, земли возле северного моря-океана потому столь богаты зверем, что животные там сходят на землю вместе с дождём. Я сам читал в летописи о двух таких чудо-тучах: из одной из них на землю сыпались белки, а из другой — «оленцы малы».

Жители Югорской земли — югра — дикий народ, живущий в лесу. С чужаками они не общаются, так как боятся от них зла. Торговля с ними происходит так: наши люди оставляют свои товары под большим священным деревом, которое почитает югра, и уходят. Югра особенно ценит различные изделия из железа, поскольку своих кузнецов у них нет, а также бусины и другие украшения из камней-самоцветов. Спустя некоторое время наши люди возвращаются и находят под деревом меха пушных зверей, принесённые югрой для обмена.

Мне нужно счесть привезённую пушнину для того, чтобы знать, сколько денег мой батюшка сможет выручить за неё у немецких купцов, которые ведут торговлю с Новгородом. Я достаю из-за пояса писало и начинаю считать шкурки, делая отметки на куске бересты. Меха уже разобраны по породам зверей и увязаны в связки по сорок штук — «сороки».

Самая ходовая пушнина — беличья, ею нагружено четверо саней. Беличий мех делится на шесть разрядов. Лучшим считается мех зимней белки — с белым брюшком и голубовато-серой спинкой. Он идёт на воротники и подкладку праздничных одежд. А превыше всего ценится мех трёх зверей: куницы, соболя и чёрной лисицы. Сшитые из них шубы могут позволить себе только самые богатые и знатные люди — князья и бояре.

Посчитав шкурки, я подвожу итог. Затем для верности пересчитываю всё ещё раз и прикидываю в уме выручку. Для обмена с югрой было куплено товара на 1 гривну, а привезённая пушнина потянет на 50 гривен. И это только часть нашей годовой выручки. Торговля зерном, солью, тканями и другими товарами приносит нам ещё столько же.

Гривнами в Новгороде называли продолговатые бруски серебра весом около 200 грамм. Гривна была очень крупной суммой: например, обычный конь стоил 2 гривны, а боевой — 3 гривны. Многие работники работали за годовую плату в одну или даже в полгривны.

Для более мелких покупок новгородцы использовали так называемые кожаные деньги — истёртые до кожи шкурки белок и куниц. Мордочка и лапки зверьков обязательно должны были сохраняться в целости, повреждённые шкурки считалась бракованными и их стоимость была меньше. Большой каравай хлеба, которым здоровый мужчина мог питаться целый день, стоил одну беличью шкурку. Кожаные деньги были таким же платёжным средством, как современные бумажные деньги, только из другого материала.

На гривнах часто делали зарубки, по которым считался вес. Такие рубленые слитки серебра в XIII веке стали называться рублями. За 1 рубль давали 200 белок. Впоследствии рубль стал весить столько же, сколько и гривна, и постепенно полностью заменил её.

А вот монетами в Новгороде при жизни Онфима не пользовался никто, даже купцы. Безмонетный период на Руси длился с конца XII по начало XIV века.

ВЕЧЕВОЙ КОЛОКОЛ

Домой я возвращаюсь около полудня. На столе меня уже ждёт второй завтрак: пшённая каша с конопляным маслом, кусок рыбного пирога и овсяный кисель с мёдом. Пока я ем, батюшка внимательно просматривает мои записи на берёсте и выслушивает мои пояснения.

Вдруг в горницу врывается колокольный звон. Это не радостный церковный перезвон, зовущий на церковную службу, — звук одинокий и гулкий, тревожный. Так звонит только один колокол в городе — вечевой. Он находится в кремле, рядом с Софийской звонницей и подаёт голос лишь для того, чтобы созвать всех новгородцев на городское собрание — вече.

В 1478 году московский государь Иван III принял Новгород под свою руку и повелел увезти вечевой колокол («вечник») в Москву.

Возникшая позже легенда уверяет, что вечник «в плен московский» не пошёл, а, добравшись до пределов Новгородской земли на Валдае, выбрал горку покруче, скатился под неё и, ударившись о камни, разбился на тысячи осколков, которые превратились в маленькие колокольчики. Проезжавшие мимо ямщики расхватали их и привесили на упряжки. С тех пор валдайские колокольцы звонко поют по дорогам России о былой вольности. Но придёт время, когда они сольются вновь воедино, в вечевой колокол — и настанет тогда по всей Руси воля вольная.

Батюшка поспешно одевается. Я упрашиваю его взять меня с собой, и он соглашается. На вече имеют право голоса только взрослые мужи, но присутствовать на нём не возбраняется и несовершеннолетним отрокам, вроде меня.

Возраст совершеннолетия в Древней Руси наступал для юношей — в 15 лет, для девушек — в 13. С этого времени молодые люди могли вступать в брак. Таковы были нормы византийского права, которое после принятия христианства распространилось и на Руси.

НА ВЕЧЕ

Вечевая площадь находится в кремле, перед Софийским собором. Кода мы с батюшкой приходим туда, она уже полна народа и гудит, как растревоженный улей. Все обсуждают причину вечевой сходки. Дело важное: мы опять выбираем себе князя.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

Понравиться новгородцам непросто. Вот уже несколько лет право княжить в Новгороде оспаривают друг у друга два князя: Михаил Черниговский и Ярослав Владимирский. В прошлом году князь Михаил, казалось, одолел и посадил в Новгороде своего малолетнего сына Ростислава. Но тот долго не усидел. Минувшим декабрём на вече взяли верх сторонники Ярослава. Княжичу Ростиславу показали путь к отцу в Чернигов: «Пойди прочь, а мы себе князя промыслим». К Ярославу были отправлены послы — звать его на княжение по всей воле новгородской. И вот, оказывается, сегодня Ярослав прибыл на Городище, где стоит дворец новгородских князей. По этому поводу городские власти и созвали вече.

Один день в древнем Новгороде. Часть 2. День

Батюшка радуется этим вестям. Он ведёт хлебную торговлю с Владимиро-Суздальской землёй и потому стоит за Ярослава. Добрые отношения Новгорода с этим князем сулят хорошую прибыль.

Глашатаи призывают народ к тишине. Вечевое собрание начинается. На высокий помост поднимается князь Ярослав вместе с двумя сыновьями. Оба они младше меня: старшему, Фёдору, идёт двенадцатый год, младшему, Александру, — одиннадцатый. Следом за княжеской семьёй на помост всходят посадник Степан Твердиславич, тысяцкий Микита Петрилович и архиепископ Спиридон. Они кланяются князю и просят новгородцев объявить свою волю.

Площадь оглашается криками — так на вече происходит голосование. Сторонников Ярослава больше, и они шумят громче. Посадник слушает, поглаживая бороду, затем выносит решение: быть Ярославу князем в Новгороде. На площади воцаряется тишина. Ярослав клянётся соблюдать новгородские вольности и в знак нерушимости своих слов целует икону Пресвятой Богородицы, которую ему подносит архиепископ. Письменный договор с князем тут же, на глазах у всех, скрепляется городской печатью.

Случалось, что при обсуждении важных вопросов Новгород «раздирался» на две враждующие половины, и тогда одновременно собирались два веча — одно на Софийской, другое на Торговой стороне. Раздор часто кончался тем, что оба веча, вооружившись палками и дубинами, сходились на Великом мосту и начинали побоище, нанося противникам смертельные увечья и сбрасывая их в реку. Власти города утверждали решение победителей.

Новгородцы объясняли свою воинственность тем, что при крещении Новгорода свергнутый в Волхов идол Перуна бросил под Великим мостом свою палицу, и с тех пор люди новгородские бьются нещадно друг с другом на этом мосту.

Народ начинает расходиться, площадь пустеет. Мы с батюшкой тоже направляемся домой. День клонится к концу, скоро начнёт вечереть.

Я ОБЕДАЮ

Дома матушка приглашает нас за обеденный стол. Обедом мы называем главную трапезу на исходе дня, когда все дневные дела уже сделаны и можно как следует отдохнуть.

Наш повар постарался, чтобы в святочные дни наши животы не грустили. Прислуга ставит на стол разнообразные закуски: пирожки с мясными и рыбными начинками, солёные и запечённые в сметане грибы, печёную репу, редьку, морковь, квашеную капусту. Основные блюда сегодня — жареная утка и фаршированная стерлядь. Они приправлены луком и чесноком, а к их бокам припеклось несколько чёрных вкрапин — это душистый перец. Он ценится на вес золота, им даже платят купеческие пошлины.

Едим мы обычно из деревянной и глиняной посуды. Но в праздничные дни наш стол украшается золотой и серебряной утварью — ковшами, мисками, блюдами, чашами, ножами, ложками, вилками.

Древнейшая вилка, найденная на Руси, датируется XI веком. В это время в странах Западной Европы даже короли и знать за пиршественными столами ели мясо и рыбу руками, и жир стекал у них по локтям...

На сладкое подают кутью — пшённую кашу с мёдом, различные варенья, мочёные яблоки. Батюшка запивает обед пивом и хмельным медовым напитком. Я утоляю жажду мятным квасом и горячим сбитнем — медовым взваром на пряных травах.

Если хочешь отведать древнерусские блюда, то вот пара рецептов.

Репа фаршированная. Помой репу и свари её до мягкости. Затем остуди, соскобли кожуру. Аккуратно вырежь сердцевину, наполни репу мясным фаршем, посыпь тёртым сыром, полей маслом и запеки.

Сбитень. Раствори 100–150 граммов липового или гречишного мёда в 4 стаканах воды и кипяти 20–25 мин, затем добавь по щепотке пряностей (имбирь, гвоздика, кардамон, корица, мята и т. д.) и кипяти ещё 5 мин. Следи, чтобы в растворе не было сгустков, если что-то в кастрюле пригорит — можешь смело выливать всё в раковину. Полученную смесь процеди через марлю. Пить сбитень нужно горячим, как чай.

За обедом батюшка делится планами на завтра. Он хочет поехать на Городище, чтобы преподнести подарки новому князю и его сыновьям.

— Князя Ярослава я одарю добрым конём, лучшими мехами и драгоценными тканями, — говорит он, — а княжичей хочу потешить заморским зверем.

После этих слов я сникаю духом, еда больше не лезет в горло. Мне жаль расставаться с моим весёлым другом, к которому я успел привязаться всей душой. Но делать нечего, слово батюшки — закон.

В 2003 году на Городище, рядом с Новгородом, были обнаружены останки черепа взрослой самки магота, или бесхвостой макаки (Macaca sylvanus). Этот вид обезьян водится в горных районах Северо-Западной Африки и Гибралтаре — значит, животное везли в Новгород вокруг всей Европы. Магот жил в Новгороде на рубеже XII–XIII веков. Между прочим, новгородский магот считается древнейшим представителем своего вида на территории Европы!

Я ИГРАЮ В ШАХМАТЫ

Батюшка видит моё огорчение и, чтобы развеселить меня, приказывает поставить на окна толстые восковые свечи в бронзовых подсвечниках. Я понимаю, что это означает: таким способом у нас в городе в святочные дни приглашают в дом ряженых, которые потешают хозяев шутками, песнями и плясками.

В ожидании ряженых батюшка приказывает убрать со стола и принести шахматы. Он знает, как я люблю эту игру. Батюшка и сам слывёт недурным игроком и чрезвычайно гордится этим.

Один день в древнем Новгороде. Часть 3. Вечер

В нашем городе игрок в шахматы — почитаемое занятие. Самые опытные знатоки этой игры входят в боярскую и княжескую свиту и получают за своё умение немалое жалование. Есть и такие, кто зарабатывает себе на жизнь, просиживая целый день на Торгу за шахматной доской и ставя на кон своё имущество.

В горницу вносят шахматницу — коробку для фигур, обитую золочёной кожей. Мы с батюшкой достаём и расставляем на чёрно-белой доске выточенные из кости шахматные войска: пешки, цари, ферзи, кони, слоны, ладьи. Бросаем игральные кости — у меня выпадает больше: значит, я играю белыми.

Кости определяют и очерёдность ходов. Если выпадает 1,2,3, то хожу я, если 4,5 и 6 — то приходится передавать ход чёрным. Поначалу мне не очень везёт, удаётся сделать не больше двух ходов подряд. Я осторожно двигаю вперёд пешки, нацеливаю дальнобойные фигуры на вражеский строй. И вдруг удача улыбается мне — я делаю тройной ход и вторгаюсь ферзём в расположение чёрных фигур: шах и мат!

Батюшка недовольно ворчит и переворачивает доску. Теперь чёрными играю я. Мы сражаемся ещё три раза и в итоге делим выигрыши пополам.

Православная церковь требовала от верующих отказаться от азартных игр, к которых относила и шахматы. Ведь нередко закладом в игре становились не только деньги или имущество, но и «голова» одного из игроков, то есть в случае проигрыша он терял свободу и попадал в кабалу, холопство.

Однако новгородцы обращали мало внимания на церковные запреты. В шахматы играли едва ли не в каждом доме. В одном только Неревском конце Новгорода археологи нашли 58 шахматных фигур из 36 комплектов. Датируются они временем от XII до XV века. Это крупнейшая в мире археологическая шахматная коллекция.

А это игрушки Онфима.

Один день в древнем Новгороде. Часть 3. Вечер

В НАШ ДОМ ПРИХОДЯТ РЯЖЕНЫЕ

В горницу входит привратник и докладывает, что пришли ряженые. Батюшка велит впустить их в дом.

Один день в древнем Новгороде. Часть 3. Вечер

Спустя некоторое время в дверях горницы появляется странная толпа — человек двенадцать, все обряжены в медвежьи, овчинные, козлиные шубы шерстью наружу. Лица закрыты звериными масками из дерева и кожи, некоторые личины снабжены длинным носом из берёсты, бородой из пакли или конского волоса, зубами, вырезанными из брюквы. У некоторых лица просто обмазаны сажей, мелом, мукой и раскрашены краской, в руках они держат длинные палки с насаженными головами животных, сделанными из берёсты, соломы и холщовой ткани.

Ряженые поначалу робко жмутся в сенях и застенчиво затягивают песню:

Мы люд не простой — из далеких краёв.
Люди все бывалые,
Идём мы от снежного Деда,
Что носит бороду,
Ширóку, как лопату,
Сиву и мохнату.
Мы к лету идём,
Козу ведём и радость несём.
Широки ли стены, чтобы нам потанцевать?
Хороша ли хозяйка, чтобы нас угощать?
Под конец песни они уже весело вваливаются в горницу и начинают представление. Один парень обхватывает сзади пояс другого, а тот берёт в руки вилы с лошадиной головой из соломы. Обоих накрывают попоной, так что остаются видны только ноги. «Лошадь» готова и ждёт седока. Я с разбега вскакиваю на спину заднего парня, и «лошадь» под звуки свистулек и дудок, с прыжками и гарцеваньем, отправляется вкруг горницы. Рядом забавно переваливается «медведь» на цепи — парень в вывороченной медвежьей шубе. Его вожатый сыпет прибаутками, а выскочившая из толпы «коза», громко хлопая двумя плоскими деревяшками, перескакивает через «мишку».

После представления ряженых полагается одарить. Матушка сама кладёт им в корзины пироги, ватрушки, пряники, а батюшка велит поднести всем по большой чаше пива.

Святочные маски, найденные археологами в Новгороде.

Святочные маски, найденные археологами в Новгороде.

Я ЗАСЫПАЮ

После ухода ряженых батюшка сладко зевает и отправляется в опочивальню. Матушка удаляется вслед за ним. Я быстро творю вечернюю молитву, раздеваюсь до исподнего и лезу к себе на полати.

Перед тем как заснуть, я думаю о том, что год уже на исходе. Новолетие мы празднуем в марте, с приходом весны. А предшествует ему весёлая Масленица. Все прощаются с зимними холодами, сжигают чучело Зимы-Костромы и пекут блины и оладьи — маленькие солнышки. На улице что ни день, то веселье, стар и млад торопятся поучаствовать в последних зимних потехах — катании на санях, лепке снеговиков, возведении снежных городков...

Жду не дождусь, когда придёт Масленая неделя!..

Ссылка на историю https://zaist.ru/~FkSNF

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Книга-альбом «Святые покровители Земли Русской»

Книга-альбом
«Святые покровители
Земли Русской»



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru