Франц Рубо — певец русской славы![]() ![]()
Первая панорама Бородинского сражения появилась в Париже в 1835 году. Её автором был Жан-Шарль Ланглуа.
Русские по обыкновению раскачивались долго. Только в 1909 году, когда в России началась подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, было решено создать панораму, посвященную великому подвигу русской армии. Сама идея принадлежала выдающему художнику-баталисту Францу Алексеевичу Рубо, уже имевшему опыт подобной работы. В конце XIX–начале XX века им были созданы первые русские панорамы — «Штурм аула Ахульго» и «Оборона Севастополя». Первоначальный эскиз Рубо был посвящен ожесточенному бою за батарею Раевского: контратаке русских частей, увлекаемых в бой генералом Ермоловым. Однако правительственная комиссия отклонила замысел художника. Причину этого позднее объяснила газета «Русский инвалид»: поскольку панорама создавалась в годы упрочения союза с Францией, правительство заставило художника избрать для панорамы тот же сюжет, который был представлен французским баталистом Ланглуа, а именно полдень, когда начались кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», — жаловался Рубо. ![]() Письмо Ф.А. Рубо архитектору П.А. Воронцову-Вельяминову с рекомендациями по постройке здания для демонстрации панорамы "Бородино" на Чистых прудах в Москве. Огромный холст (14 на115,5 метров) был написан в невероятно короткий срок — за 11 месяцев. О том, каким нелегким было это время, свидетельствуют письма художника: «Сегодня я прекратил на несколько дней работу... Как тяжело работать, когда не хватает денег... Придется мне продать свой дом, чтобы кончить Бородино». ![]() Работа над Бородинской панорамой. В центре – Франц Алексеевич Рубо. Справа – Б.М. Колюбакин – генерал, назначенный главным консультантом Рубо, слева – К.Беккер, известный немецкий художник-баталист, приглашенный в помощники Рубо. 31 августа 1912 года панорама открылась для всеобщего обозрения в специально построенном здании на Чистопрудном бульваре (оно просуществовало до 1918 г.). ![]() ![]() Плата за вход: самые дорогие билеты продавались по вторникам — 1 р. 30 коп., по другим будням вдвое дешевле — 65 коп. Самым дешевым был воскресный билет – 32 копейки. За детей платили половину стоимости. Панорама произвела на публику потрясающее впечатление. «Все в восторге от «Бородинского сражения», — писал в это время Рубо в Академию художеств. Общий вид панорамы (увеличивается кликом) Напряженная работа сильно подорвала его здоровье, и в конце 1913 года Рубо уехал лечиться в Мюнхен. Начавшаяся Первая мировая война оторвала художника от родины. Не имея в последние годы значительных заказов, он жил почти в полном забвении вплоть до своей кончины в 1928 году. P.S. Внучка художника — Сильвия Рубо (род. в 1941 году) окончила Мюнхенскую Академию художеств — ту же, где учился Франц Рубо. ![]() Сильвия Рубо — художник-абстракционист. В Сети есть игра на основе Бородинской панорамы — Убери лишнее с Бородинского поля (надо немного подождать, пока загрузится).
Ссылка на историю
https://zaist.ru/~wcH4Y
|
Новинка по низкой цене
Книга-альбом
ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ
mail: inna.tsvetkova@yandex.ru |